Получи документы

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Ахремкина Любовь
Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Л. М. Ахремкина

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа №26»

г. Дзержинск Нижегородской области

Если говорить о ситуации, которая сложилась в нашей стране в области профессионального образования, то можно выявить следующую тенденцию: несмотря на то, что в России много образовательных заведений с высоким уровнем и качеством образования, компетентность и профессионализм выпускников часто не соответствуют данному уровню.

Публикация «Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов» размещена в разделах

Невольно возникают вопросы: почему так происходит и как избежать данных противоречий в образовании? Возможно, неосознанный выбор дальнейшего профессионального маршрута еще в юности, низкая осведомленность старшеклассника о своих физических и психологических способностях – одна из причин данной проблемы.

По мнению С. Н. Чистяковой, огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора [5]. А где подростку можно попробовать свои силы, определить свои склонности, с одной стороны, и возможности – с другой.

Изучая литературу, имея практический опыт работы с учащимися в рамках экспериментальной площадки, я пришла к выводу, что в современном мире человек должен уметь применять свой ум на практике. И первым шагом на пути к совершенству будет именно дополнительные образование (кружки, секции) в школе или любом другом внеучебном учреждении.

Кружки бывают разными и, прежде всего, разумеется, необходимо исходить из склонностей ребенка.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности - «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое - находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволяет познать и проверить склонности [2].

Какие плюсы может дать дополнительное образование?

Во-первых, благодаря данным занятиям, личность развивается всесторонне, потому что приобретаются новые знания и умения. Во-вторых, занятия, выходящие за рамки школьного урока, особенно, регулярные, вырабатывают такие полезные качества, как: чувство ответственности, умение трудиться, планировать свои действия и рационально распределять время. И, в-третьих, по моему мнению самое важное, данные занятия в помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований.

Чтобы подтвердить вышеизложенные тезисы, на базе МБОУ Школа № 26 г. Дзержинска Нижегородской области было проведено исследование.

Цель данного исследования: выявить взаимосвязь дополнительного образования и профессионального самоопределения старшеклассников.

В исследовании принимали участие старшеклассники 9 «А» класса МБОУ Школа № 26 г. Дзержинска Нижегородской области в составе 23 человек.

Исследование проводилось в декабре 2016г.

Методики, используемые в исследовании:

- Авторская анкета;

- Дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова;

- «Определение типа будущей профессии» (по методике Е. А. Климова).

По данным анкеты было выявлено, что из 23 учащихся выбрали будущую профессию 15 учащихся. Из них 12 учащихся посещают занятия в учреждениях дополнительного образования и кружках, базирующихся на базе школы, разной направленности: спортивные, художественные, музыкальные, хореографические, филологические. Из 12 учащихся определились с выбором профессии 9 учащихся. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса по авторской анкете

ФИ Направление УДО Выбор профессии

1 Чеснова Алина Дворец детского творчества - вокал; МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Певица

2 Морозов Дмитрий Спортивная школа - рукопашный бой Тренер

3 Глазкова Полина Музыкальная школа - гитара МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Учитель музыки

4 Карпеева Ольга Художественная школа Архитектор

5 Шулкина Дарья ЭКБЦ Психолог

6 Карасева Екатерина МБОУ Школа №26 - баскетбол Тренер

7 Матяева Полина Школа спортивного резерва - фехтование Тренер

8 Копотинцева Татьянв Дворец детского творчества - хореография Учитель хореографии

9 Шумкина Арина Дворец детского творчества - журналистика Журналист

Дальше я определяла: совпадает ли профиль занятий в УДО и выбор дальнейшей профессиональной деятельности с внутренними притязаниями и возможностями учащихся.

Для этого было проведено тестирование по двум валидным методикам, используемым в профориентационной диагностике.

Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных видов деятельности были использованы дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова и методика «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова.

Количественный анализ полученных экспериментальных данных представлен таблицей 2.

Таблица 2. Результаты диагностики

ФИ Направление УДО Выбор профессии ДДО

Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова

1 Чеснова Алина Дворец детского творчества - вокал; МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Певица ЧХ ЧХ

2 Морозов Дмитрий Спортивная школа - рукопашный бой Тренер ЧЧ ЧЧ

3 Глазкова Полина Музыкальная школа - гитара МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Учитель музыки ЧХ ЧХ

4 Карпеева Ольга Художественная школа Архитектор ЧХ,ЧЧ ЧХ,ЧЧ

5 Шулкина Дарья ЭКБЦ Психолог ЧЧ ЧЧ

6 Карасева Екатерина МБОУ Школа №26 - баскетбол Тренер ЧЧ ЧЧ

7 Матяева Полина Школа спортивного резерва - фехтование Тренер ЧЧ ЧЧ

8 Копотинцева Татьянв Дворец детского творчества - хореография Учитель хореографии ЧЧ ЧЧ, ЧХ

9 Шумкина Арина Дворец детского творчества - журналистика Журналист ЧЧ, ЧЗ ЧЧ, ЧЗ

где, ЧХ – человек-художественный образ,

ЧЧ – человек-человек,

ЧЗ – человек-знаковая система

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. Выявлена взаимосвязь дополнительного образования и профессионального самоопределения – значительного расхождения в показателях интереса, в сферах деятельности, к которой склонны учащиеся, и выбора дальнейшего пути не обнаружено.

Литература

1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию : Книга для уч-ся старших классов средней школы. 2-е изд. - М. : Просвещение, 1990. – 287 с.

2. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия - М. : Генезис, 2000. – 280 с.

3. Сластёнин В. А. Психология и педагогика - М. : Издательский центр «академия», 2003. – 447 с.

4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 273 с.

5. Чистякова, С. Н. Социально - профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация, 2007. - №4.

Публикации по теме:

Конспект психологического занятия для учащихся старших классов «Сила воли и ее значение в жизни человека» «Сила воли и ее значение в жизни человека». Конспект психологического занятия для учащихся старших классов. Цель: Активизация собственных.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Презентация по экологии для старших дошкольников и для учащихся начальных классов школы «Юнтоловский заказник» Актуальность Прививать детям бережное отношение к природе и экологии с малых лет, еще до школы, очень важно. Так как именно в этом юном.

Программа дополнительного образования «Калейдоскоп подарков» для учащихся 8–9 классов Программа дополнительного образования «Калейдоскоп подарков» (для учащихся 8-9 классов) Учитель технологии Антонюк Людмила Ивановна.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Плотникова А. Д., педагог дополнительного образования Согласно.

Сценарий открытия выставки «Разноцветная мозаика» творческих работ учащихся Центра дополнительного образованияСценарий открытия выставки «Разноцветная мозаика» творческих работ учащихся Центра дополнительного образования Ход мероприятия Перед началом мероприятия в фойе звучит веселая музыка, сказочные герои- 3 человека «Театр+» зазывают гостей, приглашают.

Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания находится сегодня в поле зрения не только общеобразовательных учреждений, но.

Сценарий мероприятия «Путешествие в космос» для учащихся старших классов коррекционной школы Цели и задачи мероприятия: • Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике, формировать у учащихся знания о становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов
Опубликовано: 8 января 2019 в 14:41
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД