МААМ-картинки

Роль голоса в развитии речи детей

Елена Викторовна Петрина
Роль голоса в развитии речи детей

Роль голоса в развитии речи детей

Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи, основа говорения.

Хороший (нормальный) голос – залог успехов в обучении и образова-нии, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искусснее по сравнению с малообразованными.

Публикация «Роль голоса в развитии речи детей» размещена в разделах

Голос нужен каждому здоровому человеку. Всем известно, что жизненный тонус, общее состояние человека проявляются в его голосе, звучании речи. Так, у болеющих и тяжело больных стариков, слабеющих старцев голос тихий, вялый, «замирающий». А как звонко и задорно звучат голоса детей! Как радостно отдается хор ребячьих голосов на школьных переменах!

Голос – это естественный, природосообразный витафон (виброакустический прибор, само звучание жизни, вибрирующая спираль живого. Как опорная структура (кристаллическая решетка) речи он представляет скрытую переменную языка, свернутую матрицу всего процесса говорения, развертки звуков. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития, самоисцеления и самоизменения.

Долгое время знания о роли голосоведения в образовании, воспитании и творческой работе человека были невостребованными для большинства. В прошлые времена развитие голоса и речи у детей проходило спонтанно, само собой. Этому способствовали условия жизни, более благоприятные, естественные для здоровья, сохранение традиций семейного воспитания, материнской школы, отсутствие экологического загрязнения среды. Однако резкие, планетарные сдвиги и изменения в мире на рубеже веков приводят к исчерпанию природных возможностей спонтанного формирования крепких, выносливых поколений. Законы природы требуют поддержки опережающего развития речи детей.

Многие родители сталкиваются с трудностями обучения младших школьников. Увеличивается количество «речевых детей», у которых возникают трудности в общем развитии. Учителя-логопеды не справляются с оказанием помощи по восстановлению навыков речи. В школах не хватает учителей-логопедов.

Родителям нужно внимательно относиться к речи своих детей. Опыт показывает, что ранняя диагностика отклонений речи от возрастных норм и своевременная помощь специалиста обеспечивает защиту природного голоса и устраняет пробелы. Нормальная голосовая функция ребенка является жизненной, биоэнергетической основой его общего развития, успешной школьной адаптации и свободного усвоения грамотности, родного и других языков.

Большое внимание в обучении дошкольников уделяется развитию уст-ной речи. Известно, что первоосновой чтения и письма является устная речь. Очевидно, что чем лучше дети будут подготовлены в области владения умениями устных высказываний, ведении диалога, активного участия в беседе, разных форм пересказов и рассказывании, тем успешнее они будут учиться в школе.

Через речь формируется фундамент, на котором строится вся учебная деятельность детей в школе. С переходом к обучению с шестилетнего воз-раста требования к речевой подготовке детей возрастают. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией.

Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент оформления устной речи.

Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать вместе с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосов, умения правильно пользоваться им в процессе высказывания. Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение.

Важная роль в обладании голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Способность различать по голосу близких людей на слух, воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова.

Плавность и легкость звучания голоса зависит и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. На чистоту и плавность звучания голоса влияет и скорость высказывания. Замедленная речь часть ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются. В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста.

В голосе и речи интегрируются все витальные функции жизнеобеспечения: дыхания, сердечно-сосудистой системы, высших психических способностей мозга и мысли. Голос имеет биоинформационную природу. В нем отражается общее психофизиологическое состояние человека и отдельных его подсистем. Путем раскрепощения и саморегуляции голоса говорящий постигает своего «внутреннего человека», достигает самореализации личности.

Голос служит величайшим диагностическим инструментом, создан са-мой природой для установления обратных связей со средой обитания. Наука доказала, что голос обеспечивает сохранение здоровья – как физического, так и психического, душевного и духовного. Таким путем излечиваются лорболезни, заболевания голосового аппарата и дыхательных органов, устраняются заикание и дефекты дикции. Настройка голоса восстанавливает индивидуальный тембр (собственный голос) и приводит к комплексному омолаживанию организма.

Бережное отношение к голосу – залог социального здоровья нации. И. А. Ильин писал: «Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие за-мыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с языком матери (буквально). Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личной памяти ребенка (обычно на 3 - 4 году жизни) совершалось на его родном языке». (Ильин И. А. Путь духовного становления. Мюнхен, 1962)

Публикации по теме:

Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаРоль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.

Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет» Детский фольклор – это особая часть народной.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно,.

Консультация «Роль игры в развитии речи детей» Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М. Горький.

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный.

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.

Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль голоса в развитии речи детей
Опубликовано: 18 октября 2019 в 18:05
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД