Получи документы

Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников

Алвард Бабинян
Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Раскрывается роль игровой деятельности в развитии лич- ности дошкольника. Показано ее назначение в успешной социальной адапта- ции детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, ведущая деятельность, социальная адаптация, дети дошкольного возраста.

Каждый возрастной этап сопровождается определенной ведущей деятельностью. Для младенцев – это эмоциональное об- щение, в раннем возрасте – предметно-орудийная деятельность, в

Публикация «Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников» размещена в разделах

дошкольном возрасте – игра, в начальной школе – учебная дея- тельность, в подростковом возрасте – интимно-личностная дея- тельность, в юношеском в качестве ведущей деятельности высту- пает учебно-профессиональная деятельность, для взрослых – это труд. Именно тип ведущей деятельности является определяющим признаком каждого возраста [1].

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоцио- нально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человече- ских отношений. Это особая форма овладения реальностью через ее воспроизведение, моделирование. Она возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может непосредственно участвовать в системе общественного труда. Являясь специфическим и обязательным атрибутом детства, игра возникла в человеческом обществе как необходимый воспитательный инструмент, генетически связанный с трудовой и социальной деятельностью людей.

По мнению Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность имеет ряд особенностей. «Во-первых, это такая деятельность ребенка, в ко- торой наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, и через это его отношение к реальной действительности. Во-вторых, ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действитель- ности, которые в этот период являются источником психического развития. В-третьих, основные психические изменения в личности ребенка, которые наблюдаются в этот период развития, зависят от ведущей деятельности. Наконец, в-четвертых, именно в рамках ве- дущей деятельности происходит формирование или реконструкция основных психических процессов ребенка» [2].

Воспитательным возможностям игры большое значение при- давал известный советский педагог А. С. Макаренко. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значе- ние, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет и в работе, когда вырас- тет. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном пере- ходе ее в работу» [3].

По словам Макаренко, целесообразна только та игра, в кото- рой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, комбини- рует, преодолевает трудности. А. С. Макаренко также указывает на главное различие между игрой и трудом : в процессе труда человек создает материальные и культурные ценности, чего не происходит в игре. Однако у игры есть свои особые качества – она имеет вос- питательную ценность, приучает детей к тем физическим и ум- ственным усилиям, которые необходимы в работе [3].

Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержа- нию, характеру, организации, поэтому их точная классификация затруднительна.

Н. К. Крупская в своей работе в качестве особой группы вы- деляет игры, которые создаются самими детьми. Эти игры свобод- ные, самостоятельные, креативные и организованные, с готовыми правилами.

В 40–50-е гг. психолого-педагогическое исследование дет- ской игры в целом, а также ее видов постепенно расширялось. Раз- личают сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические и многие другие, разрабатываются пути руководства играми для решения различных задач воспитания. В игре ребе- нок раскрывается, и педагоги-исследователи (А. А. Анциферова, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Д. В. Мен- жерицкая, А. П. Усова, И. И. Сорокина и др.) обратили внимание на возможность изучения детей в процессе игры для выбора более обоснованных методов, формы игры и детских взаимоотношений в ней.

Различные виды игр изучались многими учеными. Например, сюжетно-ролевые, дидактические, и подвижные игры стали пред- метом исследования в работах А. П. Усовой, Е. И. Радиной, А. И. Быковой И. И. Сорокиной. Строительные – В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван. В современной педагогической литературе и в практике, игры, созданные самими детьми, называются «творче- скими» или «сюжетно-ролевыми».

Первая группа игр включает в себя творческие игры. Они различаются: по содержанию (отражение повседневной жизни, ра- боты взрослых, событий общественной жизни); по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые, коллектив- ные); по виду (игры, сюжет которых дети придумали сами; игры- драматизации, подразумевающие разыгрывание сказок и расска- зов; игры-забавы, строительные игры и т. д.).

Вторая группа игр – это игры с правилами, которые имеют готовое содержание, заранее заданную последовательность дей- ствий. Главным в них является решение поставленной задачи и выполнение установленных правил. По характеру игровой задачи игры делятся на две подгруппы: подвижные и дидактические. Од- нако это деление является условным, поскольку многие подвиж- ные игры имеют образовательное значение. Они развивают ориен- тировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с выполнением различных физических действий.

Между играми с правилами и творческими есть много обще- го: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них распределяются роли. В творче- ских играх тоже есть правила, без этого не может успешно прохо- дить игра, но их дети устанавливают сами в зависимости от сюжета.

Разница между творческими играми и играми с правилами заключается и в том, что в играх творческих активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами основой игры является решение поставленной игрой задачи, выполнение правил и игровых действий.

На рубеже раннего детства и дошкольного возраста возника- ют первые виды детских игр – режиссерские. Одновременно с ни- ми или чуть позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребе- нок воображает себя кем угодно, чем угодно и действует «из образа». Необходимым условием развертывания такой игры явля- ется яркий, интенсивный опыт ребенка. Он был поражен увиден- ным, и в своих играх воспроизводит образ, вызвавший у него сильный эмоциональный отклик. Режиссерские, сюжетно-ролевые игры становятся источниками возникновения других типов игр, например, игр с правилами.

Анализ современных исследований (Н. Г. Гришина, В. А. Не- доспасова, В. П. Белоус, З. В. Мануйленко) показывает возникаю- щий интерес к игре как к деятельности, имеющей общевоспита- тельное значение.

Игровая деятельность обеспечивает связь ребенка с окружа- ющим предметным и социальным миром. По словам исследовате- лей, значимость этой деятельности для психического развития ре- бенка заключается в том, что в ней и через нее ребенок усваивает социальный опыт, зафиксированный в человеческой культуре. Следует отметить, что этот процесс включает в себя как приобре- тение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Важной особенностью игры является ее проникновение в различные виды деятельности : игра и труд, учебная деятельность и игра, организация двигательной активности и игра, самостоя- тельная художественная деятельность и игра. Многие продуктив- ные виды деятельности ребенка, такие как рисование, аппликация, конструирование на разных этапах дошкольного детства тесно пе- реплетаются с игрой. Например, в процессе рисования ребенок ча- сто обыгрывает сюжет: нарисованные животные, люди, игрушки часто ведут диалоги, выполняют разнообразные действия.

Игра представляет собой особую форму освоения действитель- ности посредством ее воспроизведения, моделирования. Как показы- вают исследования Д. Б. Эльконина, игра не является универсальной формой жизни для всех детей, она – образование историческое. По словам Д. Б. Эльконина: «формы игры ребенок берет. из форм свойственного его обществу пластического искусства» [2].

Игровая деятельность имеет большое значение в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании его социальной и психологической готовности к школе. В игре формируются нрав- ственные качества, которые необходимы не только для обучения в школе, но и для дальнейшей жизни ребенка. Высокий уровень развития навыков игровой деятельности является обязательным условием перехода ребенка к школьному обучению. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения с детским коллективом. Эти отношения существуют параллельно.

В игровой деятельности ребенок учится замещать одни пред- меты другими, что способствует развитию воображения. К концу дошкольного периода в детских играх нет необходимости в пред- метах-заместителях, а также в игровых действиях. Многие дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавая новые ситуации в своем воображении. Игра может продолжаться и во внутреннем плане.

Особое место игровая деятельность занимает в успешной со- циальной адаптации дошкольников. Социальная адаптация пред- ставляет собой процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды, тип взаимодействия личности с соци- альной средой [4, 5]. Адаптация происходит на трех уровнях: фи- зиологическом, психологическом и социальном [6]. Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ре- бенка-дошкольника в сложную систему общественной деятельно- сти и социальных отношений, что, в свою очередь, требует от него определенной перестройки поведения и структуры деятельности. Такое включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля играет образовательно- воспитательный процесс в семье и ДОУ. Сгладить процесс вхож- дения ребенка в новую социальную среду и систему отношений позволит игровая деятельность.

В настоящее время игра рассматривается как часть досуга, идеальная форма развлечения, средство коррекции социальных от- клонений личности, форма обучения и многое другое. Социокуль- турное назначение игры состоит в том, чтобы обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функциониро- вать в качестве полноправных членов детского коллектива. Поми- мо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. Во время игры человек обучается, приобретая навыки будущей про- фессии, знакомится с предметами, фактами и явлениями окружа-

29

ющей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует определенные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это эталон поведения, способ усвое- ния личностью социальных ролей. Человек играющий, с помощью силы воображения создает вокруг себя условную действитель- ность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реали- зации своих стремлений, проявления способностей. Кроме того, игра многое привносит во взаимоотношения детей и взрослых, по- буждает их к сотворчеству, благоприятно влияет на психическую и эмоциональную сферы, тем самым создавая предпосылки для успешной социальной адаптации дошкольника.

В начале года для определения уровня адаптации детей ис- пользуются различные диагностические методики, а также следу- ющие методы: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, изучение резуль- татов творческой деятельности детей [7]. Чтобы период привыка- ния к детскому саду проходил быстрее и мягче, специалисты до- школьного образовательного учреждения могут использовать комплекс различных при мов и адаптационных методик. Большое внимание уделяется стремлению создать естественную стимули- рующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, способен проявлять творческую активность, развивает- ся и приобретает социальные навыки. Многие педагоги разрабаты- вают свои сборники совместных игр для детей и родителей, со- здают методические рекомендации по их реализации. В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры, объяс- няют их родителям. Вкратце объясняется новая игра, выделяются правила и ход игры, показываются отдельные движения.

Мы предлагаем перечень некоторых совместных игр для де- тей и родителей: «Жмурки с поводырем», «Необычное сражение», «Тень», «Сова», «Снежный ком» и т. д. Результатом проведения данных игр на этапе адаптации является облегчение общения де- тей, снижение тревожности и подавленных состояний, дети стали более послушными, им понравился детский сад, ребята хотят научить членов семьи и других детей разученным играм.

Подводя итог, можно сказать, что игра, безусловно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Использование игр представляет собой эффективное и естественное средство соци- альной адаптации детей дошкольного возраста, соответственно, необходимо вводить такие игры в арсенал воспитательных средств педагога, особенно в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Библиографический список

1. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе / М. Г. Ермолае- ва. – Санкт-Петербург : ГУПМ, 2003. – 64 с.

2. Игра как средство обучения и воспитания детей. – URL : https:// infourok.ru/igra_kak_sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_detey479906.htm ( дата обращения: 11.12.2017).

3. Изучение личности дошкольника / сост. И. В. Лавровская. – Киров : Информационный центр, 2001. – 129 с.

4. Воскрекасенко, О. А. Социальная адаптация обучающихся в высшей школе в контексте проблемы социализации личности / О. А. Воскрекасенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 9. – С. 485–489.

5. Воскрекасенко, О. А. Развитие адаптационных способностей обу- чающихся в учреждениях общего и профессионального образования : учеб. пособие / О. А. Воскрекасенко. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. – 239 с.

6. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. – Москва : Педагогика, 2017. – 34 с.

7. Хилалутдинова, А. М. Игровая технология как здоровьесберегаю- щий фактор в обучении и развитии младших школьников / А. М. Хилалутди- нова // Начальная школа. – 2008. – No 7. – С. 33–39.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Роль родителей в игровой деятельности Игра является своеобразной формой размышлений ребёнка о мире. По содержанию игры можно судить о разносторонности и глубине этих размышлений.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2022 в 20:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алвард Бабинян (УИ 453501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД