Получи документы

Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями

Хитровская Марина Владимировна
Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях социально- экономических изменений перед образованием поставлена задача, не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но обеспечить способность и готовить жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Публикация «Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями» размещена в разделах

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым для вхождение дошкольников, имеющих тяжелые двигательные нарушения в общество и подразумевает приобретение ценных для его последующей жизни умений и навыков коллективного поведения и коллективной деятельности, умений осуществлять познавательную деятельность, благодаря чему у них сформируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие тяжелыми двигательными нарушениями, которые не способны к самостоятельному передвижению, деятельности, общению, что препятствует формированию у них социальных компетенций. К ним относятся дети с детским церебральным параличом.

Успешность формирования социальных компетенций зависит от уровня эмоционально - личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающей действительности и социальных отношений.

Исследователи отмечают, что у детей с тяжелыми двигательными нарушениями сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально - нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют формирование социальных компетенций, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Л. С. Выготский считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному. Соглашаясь с этой позицией, Л. Б Баряева рекомендует работу по социально - личностному развитию детей направлять на формирование у них личностных новообразований - образ "Я", "Я - сознания"; открытие сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия; развитие деловой, внеситуативно - личностной и внеситуативно - познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений; развитие способности отражать (моделировать) эти отношения в разных видах деятельности; развитие произвольности, программирования и контроля.

В педагогической литературе основное внимание уделено коррекции нарушений познавательного, сенсорного и двигательного развития.

В настоящее время используются следующие виды коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями : музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, иппотерапия и т. п.

Однако, огромную роль в развитии и воспитании ребенка норме, так и с тяжелыми двигательными нарушениями принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его – морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок устанавливает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.

У детей с тяжелыми двигательными нарушениями игра не достигает уровня ведущей деятельности без своевременной коррекционно-развивающей помощи. Поэтому важен дифференцированный подбор игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению.

Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка.

В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Задача окружающих взрослых – создание оптимальных условий для экспериментальной и исследовательской деятельности ребенка, обеспечение интересной и безопасной среды, поддержание интереса и инициативы ребенка. Кроме того детям нужна поддержка и стимуляция со стороны взрослых, чтобы ребенок научился играть.

Особое значение для формирования социальных компетенций имеет сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой, дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Игровая деятельность влияет на формирование влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Именно в игре происходят становление ребенка, как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Значительные возможности для решения задач социально-личностного развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями представляет сюжетно-ролевая игра, она способствует формированию социальной компетентности.

И, несмотря на то, что у детей с тяжелыми двигательными нарушениями к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра не достигает уровня ведущей деятельности, именно она может стать мощным и адекватным педагогическим средством формирования ценных и общепринятых норм поведения, которые необходимы для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетенции.

Список литературы

1. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения. - Ставрополь, 2002.-18с.

2. Ипполитова М. В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, с. 214-223.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом?»// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.№2

5. Приходько О. Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная дошкольная педагогика, М., Академия, 2001, с. 183-219.

Публикации по теме:

Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского.

Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников «Бесконечная, вечная музыка, от которой нам хочется жить…» (роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников) Составила:.

Инклюзивное образование студентов с сенсорными и двигательными нарушениями. Рекомендации педагогам Среднее профессиональное и высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного.

Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие» Все дети нуждаются в любви и заботе и особенно те, чье развитие ограниченно в силу разных причин. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями речи «Логосказка» Задачи: Коррекционно-образовательные: учить эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; закреплять правильное.

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» В последние годы наблюдается.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все.

Опыт работы «Роль сказки в формировании у дошкольников элементарных экономических представлений» Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Именно в дошкольном.

Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 16:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Хитровская Марина Владимировна (УИ 1047102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД