Хитровская Марина Владимировна
Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях социально- экономических изменений перед образованием поставлена задача, не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но обеспечить способность и готовить жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Публикация «Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями» размещена в разделах
Актуальность данной темы заключается в том, что формирование социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым для вхождение дошкольников, имеющих тяжелые двигательные нарушения в общество и подразумевает приобретение ценных для его последующей жизни умений и навыков коллективного поведения и коллективной деятельности, умений осуществлять познавательную деятельность, благодаря чему у них сформируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.
Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие тяжелыми двигательными нарушениями, которые не способны к самостоятельному передвижению, деятельности, общению, что препятствует формированию у них социальных компетенций. К ним относятся дети с детским церебральным параличом.
Успешность формирования социальных компетенций зависит от уровня эмоционально - личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающей действительности и социальных отношений.
Исследователи отмечают, что у детей с тяжелыми двигательными нарушениями сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально - нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют формирование социальных компетенций, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Л. С. Выготский считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному. Соглашаясь с этой позицией, Л. Б Баряева рекомендует работу по социально - личностному развитию детей направлять на формирование у них личностных новообразований - образ "Я", "Я - сознания"; открытие сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия; развитие деловой, внеситуативно - личностной и внеситуативно - познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений; развитие способности отражать (моделировать) эти отношения в разных видах деятельности; развитие произвольности, программирования и контроля.
В педагогической литературе основное внимание уделено коррекции нарушений познавательного, сенсорного и двигательного развития.
В настоящее время используются следующие виды коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями : музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, иппотерапия и т. п.
Однако, огромную роль в развитии и воспитании ребенка норме, так и с тяжелыми двигательными нарушениями принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его – морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок устанавливает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.
У детей с тяжелыми двигательными нарушениями игра не достигает уровня ведущей деятельности без своевременной коррекционно-развивающей помощи. Поэтому важен дифференцированный подбор игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению.
Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка.
В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Задача окружающих взрослых – создание оптимальных условий для экспериментальной и исследовательской деятельности ребенка, обеспечение интересной и безопасной среды, поддержание интереса и инициативы ребенка. Кроме того детям нужна поддержка и стимуляция со стороны взрослых, чтобы ребенок научился играть.
Особое значение для формирования социальных компетенций имеет сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой, дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Игровая деятельность влияет на формирование влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Именно в игре происходят становление ребенка, как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Значительные возможности для решения задач социально-личностного развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями представляет сюжетно-ролевая игра, она способствует формированию социальной компетентности.
И, несмотря на то, что у детей с тяжелыми двигательными нарушениями к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра не достигает уровня ведущей деятельности, именно она может стать мощным и адекватным педагогическим средством формирования ценных и общепринятых норм поведения, которые необходимы для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетенции.
Список литературы
1. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения. - Ставрополь, 2002.-18с.
2. Ипполитова М. В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, с. 214-223.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом?»// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.№2
5. Приходько О. Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная дошкольная педагогика, М., Академия, 2001, с. 183-219.