Олеся Боровикова
Роль игры в подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство развития и воспитания
Каждый возрастной период имеет свои особенности использования игры как формы организации деятельности ребенка.
В подростковом возрасте у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Это период бурного роста и острой потребности в создании собственного мира, мира фантазий, воображаемых ситуаций. Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер фантазии подростка по сравнению с фантазией ребенка, называл ее «искусством для себя» [6, с. 43]. Особенности подросткового восприятия жизни проявляется и в выборе ими ролевых игр. Подростки склонны к самостоятельным ролевым играм и способны сами организовать со сверстниками ролевую игру.
Публикация «Роль игры в подростковом возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Существует мнение, что в подростковом возрасте снижается игровая активность, однако исследование З. И. Лаврентьевой показывает, что подростки играют в достаточно сложные и разнообразные ролевые игры. К распространенным характеристикам таких игр относятся: повторяемость сюжета на протяжении длительного времени (полгода, год и более); нежелание афишировать свои игры, засекреченность от взрослых [14].
В педагогической практике используется много оригинальных игровых технологий, раскрывающих богатые возможности групповых игр как комплексного средства дополнительного образования детей школьного возраста. Под дополнительным образованием понимается деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса [18].
Следует особо отметить, что, хотя многие спонтанно возникающие в детской среде игры дают благодатный материал для саморазвития личности, все же не всякая игра представляет собой деятельность развивающую. Применение принципа «развивающей деятельности» к игре требует ее особой педагогической организации, которая вытекает из теорий и методик, разработанных по отношению к обучению В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным, а по отношению к воспитанию – И. Л. Ивановым. Как метод педагогической деятельности игра выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.
Для того, чтобы игра стала фактором развития школьника, независимо от того, где она применяется – в обучении, воспитании или развитии – недостаточно просто играть и даже ставить игровые цели. В мотивационной сфере подростков должно быть представлено и максимально актуализировано желание понять, разработать сами способы, ведущие к наилучшим результатам в процессе игровой деятельности; обобщить эти приемы с той целью, чтобы их можно было применить и в других играх, и в других видах деятельности. В этом случае возникают условия для формирования общих способностей, а не просто усвоения техники действий и правил поведения [23].
Формирование способностей – основной признак и условие развития. Из концепции развития способностей в игровой деятельности вытекает ряд требований к ее организации. Прежде всего, отметим следующие позиции:
- на всех стадиях игры (подготовительной, содержательной, аналитической) должна решаться задача поиска оптимального решения игровой цели;
- желательно в этом поиске-обобщении идти не только индуктивно-аналитическим, но и дедуктивно-логическим путем;
- в процессы планирования, организации игры и рефлексии должны включаться все без исключения участники (для чего существуют особые способы групповой работы);
- на всех стадиях игры должна быть включена (выявлена) новая для данной игры и для ее участников творческая задача, которая в определенных случаях предполагает модернизацию правил, изменение сюжета, а в подготовленном коллективе – создание принципиально новых игр. Такая преобразовательная деятельность – необходимый признак и условие развития личности [23].
Еще одно требование к игре как развивающей деятельности – выдвижение в качестве важнейших – гуманитарных целей: предоставление каждому возможности индивидуальной творческой самореализации; использование игры в качестве средства заботы о других (например, младших детях, сверстниках).
Отдельные виды игр (познавательные, спортивные, художественные, музыкальные) позволяют выявлять интеллектуальных, спортивных, культурных лидеров, вожаков групповой организации деятельности. Таким образом, игра выполняет еще и диагностическую роль. В дальнейшем игра и ее различные формы позволяют регулировать эмоциональный тонус детей, поддерживать интерес. Игру надо рассматривать и как ведущий фактор, обеспечивающий компенсацию разносторонности и дополнительности образования.
Разработка игр может осуществляться в процессе совместного творчества педагогов и детей в выборе сюжетов, игровых задач, ролей. Это не только создает у подростков интерес и ожидание предстоящей игры, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение школьников в разработку игры – залог их активного участия в ее проведении, а также своевременности и актуальности для них идей игровой композиции. Лучшие игры – плод творчества педагогов и детей, это игры, в которые дети действительно играют.
Виды игровой деятельности (подвижные, ролевые, игры общения и др.) представляют собой определенную комбинацию потребностей с той или иной доминантой, которая и дает основание для обозначения вида игр. Но как уже отмечалось, объединяющим все виды игр началом служит творческая активность, реализуемая в способности к творчеству. Творческая активность одновременно реализуется и как потребность ребенка, и как педагогическая цель (тем самым она может стать способом решения противоречий воспитания) [17].
Особое значение имеют коллективные творческие игры. Они выполняют функцию связи учебной и внеучебной деятельности школьников, замыкают актуальные игровые потребности детей на творческую переработку познавательной информации. В результате дети освобождаются от ограничений формального знания и погружаются в ситуацию живого поиска и открытия.
Практика педагогической деятельности выделяет такой особый тип творческих игр как познавательно-ролевые. Они наиболее характерны для детей и, особенно, подростков. С одной стороны, в них доминирует функция развития познавательной сферы, с другой – это основной способ деятельности и взаимодействия в игре. Примерами таких игр являются «Аукцион знаний», «Рождение Вселенной», «Лесная школа», «Защита фантастических проектов», «Школа ХХII века» и многие другие.
Такие игры стимулируют самопознание и самореализацию подростков, развивают способности сочувствовать, сопереживать, понимать другого человека. Закрепленные в других сферах жизнедеятельности, они создают предпосылки воспитания гуманной личности.
Основное достоинство ролевых игр-драматизаций состоит в том, что необходимость воплощения избранного сюжета и ролевой позиции ведет к тому, что подростки вынуждены осваивать соответствующие знания, во-первых, в той ситуации, в которой действует их герой, и во-вторых, в образе, подражать которому приходится в ходе игры. Так игра формирует потребность в познании и стимулирует поиск средств немедленного удовлетворения этой потребности.
Таким образом, игровая деятельность дает подростку ощущение свободы, в котором он так нуждается. Игра делает повседневность менее монотонной, дает выход в иное состояние души. Игра заменят то напряжение, которое чувствует подросток в своей реальной жизни, на добровольную и радостную мобилизацию духовных и физических сил.
Игра дает порядок, основанный на системе игровых правил. Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству: хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра создает увлеченность, она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра формирует понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра дает физическое совершенствование, предоставляет возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки, например, в создании необходимой игровой атрибутики.
Игра дает развитие психологической пластичности, это и театральное искусство, подталкивающее к необходимости вживаться в образ.
Игра развивает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, свойственный подросткам, вырабатывает у них активное отношение к жизни и целеустремленность в достижении поставленной цели. Несомненно, что игра является универсальным средством всестороннего развития и воспитания. Ее творческий, эмоциональный, социализирующий и досуговый потенциал может быть эффективно использован в подростковой среде, а подросткам группы риска игра необходима еще и для снятия психологического напряжения, компенсации чувства неудовлетворенности, формирования адекватной самооценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ (в редакции 02.12.2013)
2. Абрамов Г. С. Возрастная психология. – М. : Педагогика, 2001. – 367с.
3. Антонян Ю. М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 287с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Знание, 2002. – 435с.
5. Волков Б. С. Психология подростка : Учебное пособие / Б. С. Волков. - М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2005. – 277с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 1991. – 319 с.
7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие. - СПб. : Речь, 2004. – 405с.
8. Герасимова В. А. Классный час играючи: Выпуск 2. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 112с.
9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников – М. : Проспект, 2010. – 301с.
10. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение - М. : Педагогика, 2011. – 204с.
11. Дроздов С. Ю. Работа с учащимися группы риска. // Справочник классного руководителя. - 2010. - №12. – С. 44-46.
12. ЗаводоваТ. Е., Лапотко Л. И. Успешный ребенок. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 216с.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. - М. : РОУ, 2006. – 317с.
14. Лаврентьева З. И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков : Диссертация д-ра пед. наук. - Новосибирск: НГУ, 2009. – 123с.
15. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. - СПб. : Речь, 2005. – 279с.
16. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков : Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. – М. : АСТ, 2013. – 61с.
17. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М. : Просвещение, 1992. – 316с.
18. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М. : Просвещение, 1990. - 160с.
19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. /Ред. и сост. Райгородский Д. Я. – Самара, 2001. – 317с.
20. Реан А. А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. - СПб. - 2004. - №3. - С. 32-35
21. Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности. // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 607-609. Титова Е. В. Методика воспитания: методологические аспекты. – СПб. : Знание, 2006. – 254 с.
22. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 619с.
23. Щербакова В. Н., Солдатенкова Н. И. Калейдоскоп школьных дел: Методическая разработка. Вып. 1, 2-е изд. – М., Псков: ТЦ «Сфера» ПОИПКРО, 2001. – 119с.
24. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию. - М. : Новая школа, 2003.- 80с.
25. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. – 312с.