Наталья Тюленева
Роль игры в психическом развитии младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тюленева Наталья Анатольевна
РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Актуальность темы данной статьи заключается в том, что дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.
Публикация «Роль игры в психическом развитии младшего дошкольника» размещена в разделах
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель моего исследования: изучить роль игры в психическом развитии младшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть новообразования в младшем дошкольном возрасте.
2. Проанализировать виды игр и их роль в развитии психики младшего дошкольника.
3. Определить роль взрослого в развитии игровой деятельности детей трех-четырех лет.
4. Провести практическую работу по использованию игр для психического развития младших дошкольников.
Объект исследования: психическое развитие дошкольников группы общеобразовательной направленности для детей 2-3 лет в МБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №93»
Предмет исследования: роль игры в психическом развитии младшего дошкольника.
В теоретической части нашего исследования мы рассматривали следующие вопросы:
1. Новообразования в младшем дошкольном возрасте
2. Виды игр и их роль в развитии психики младшего дошкольника
3. Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей трех-четырех лет.
Рассмотрим более подробно виды игр и их роль в развитии психики младшего дошкольника.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Лев Семенович Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
Помимо ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника в этом возрасте, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные.
В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей.
Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные догонялки.
Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер - в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.
Дидактические игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников, например, «Веселые улитки» (цель игры : создание положительного настроя на НОД, развитие сенсорного и тактильного восприятия, или, игры с пуговицами, «Пуговицы рассыпались» (цель игры : разложить пуговицы по цвету, по форме и др.). Дидактическая игра «Сад-огород» может применяться в процессе изучения темы «Овощи и фрукты» (цель игры : закреплять умение различать овощи и фрукты, правильно их называть, знать место произрастания, формировать сенсорные представления).
Но игра не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей, которая зарождается из предметной и игровой деятельности.
Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и главное - представлениями о том, что ты хочешь сделать.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. Например, «Магазин игрушек» ( воспитатель предлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие — покупателями); игра «Кто разбудил Мишутку?» ( цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами); «Я принес тебе подарок» ( цель: воспитывать у детей желание сделать что-то приятное другому, например, подарить ему то, что нравится самому).
Таким образом, эти игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями.
Немаловажной является роль взрослого в развитии игровой деятельности дошкольника трех-четырех лет.
Игровая деятельность в дошкольном детстве может происходить естественным и педагогическим путями.
Руководство игровой деятельностью является тонким и сложным процессом. Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, высокий уровень владения такими профессионально-педагогическими умениями:
- наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
- проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его,
- обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре.
- включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, обучать игры (показ, объяснение);
- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, неуверенных, малоактивных детей;
- обсуждать и оценивать игру.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле.
В неорганизованной игровой деятельности детей наблюдаются случаи ссор, споров. Если игры организованы воспитателем, то воспитательный процесс носит целенаправленный характер.
Изучив различные виды игр, их тематику и содержание мы определили наиболее оптимальные для психического развития дошкольников и проводили их с детьми группы.
Например, детям нравятся такие игры, как: «Снежки», «Запомни картинки» на развитие памяти. На развитие внимания дети любят играть в «Прятки с игрушками», «Что появилось?», «Вещи вокруг нас».
Для развития мышления мы часто играем по выбору детей в «Поиск противоположных предметов», «Закончи слово». Игры «Нарисуй настроение», «На что это похоже?» способствуют развитию воображения воспитанников группы. Дети любят играть в такие игры на развитие восприятия, как: «Составь картинку», «Цвета», «Расскажи о животных».
С огромным желанием дети играют в ролевые игры. Они способствуют развитию познания, учат взаимодействовать с окружающим миром.
Например, игра «Собираемся на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Дети очень любят подражать действиям взрослого в иге, например, ситуации приема у врача «Игрушки у врача».
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
Таким образом, мы привели примеры игр, в которые любят играть воспитанники нашей группы. В основе этих игр лежит подражание взрослым, передача действий, которые наблюдают дети регулярно. Поэтому педагог должен помогать организовывать детские игры, контролировать их.
Мы делаем вывод, исходя из нашего исследования, что в дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка, и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка трех-четырех лет. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие психические качества.
Это позволяет нам сделать вывод – игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в психическом развитии младшего дошкольника.