Роль игры в развитии математических способностей ребенка

Евгения Чернова
Роль игры в развитии математических способностей ребенка

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Разрабатывая вопросы развития у детей математических знаний, классики-педагоги особое внимание уделяли применению их на практике. В этом плане интересна мысль К. Д. Ушинского: «При первоначальном обучении счету, - писал он, - … также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».

При этом К. Д. Ушинский подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра важнейшая специфическая деятельность ребенка.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности подчас не догадываясь об этом.

Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателя.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности детей, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить программный материал.

Дидактические игры математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Игры интересны детям, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к поставленной задаче, невозможен без активной работы мысли.

Дети дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры: «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т.  д. в этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают программные задачи. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с наиболее трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и воспитывающую роль.

Сама по себе дидактическая игра — это сложное, многогранное явление.

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Игры не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные игры: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается?», «Отгадай число» и др. для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. 1

Огромную роль в развитии математических способностей  и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Самое первое, с чего, как правило, начинают, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.

 Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше - меньше», «на сколько больше - меньше», «длиннее- короче», а также множество других абстрактных понятий. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек, и на размере (длина палочки, и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.

Для самых маленьких ребятишек идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких». Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».

 В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным.

 Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.

 Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов. К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий с аналогичным принципом.

 Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам.

 Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек.

 Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Если в процессе обучения ребенок выполняет задание взрослого, то и в игре он решает свою собственную задачу. В игре же раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. В каждой игре ребенок опирается на приобретенный опыт и этим делает новый шаг в своем развитии. 2

«Всему свое время!» - так говорят мудрые люди. Вот и для развития способностей к точным наукам есть свое время. Главное – не упустить его. К возрасту 6 лет интеллектуальный уровень малыша уже достаточно сформирован, до завершения процесса остается не так много времени. Ведь 7 летний ребенок уже имеет на 90 % развитый интеллект.

Публикации по теме:

Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста С каждым годом математика находит все более широкое и разнообразное применение в областях человеческой деятельности. Как указывает академик.

Консультация: «Роль родителей в развитии художественно — творческих способностей детей.» Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей. Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников.

Мастер-класс «Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений» Воспитатель: Попова Нина Владимировна Дата проведения: 27 марта 2014года Место проведения: МБДОУ№10 «Золотая рыбка» ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАСТЕР.

Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка» ВведениеСреди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста» Предпосылкой к успеху развитие речи у детей является создание благоприятных условий в детском саду и дома. Окружающие взрослые - главный.

Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы) Выдающиеся зарубежные ученые и отечественные педагоги в области дошкольной педагогики справедливо считают, что сенсорное воспитание является.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников. [/b] Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дикие животные
Автор публикации:
Роль игры в развитии математических способностей ребенка
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 10:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока...
Фотоотчет «День защитника Отечества» в старшей группе
23 февраля-День защитника Отечества! Дуют ветры в феврале, Воют в трубах звонко, И несется по земле Белая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов...
Занятие по изготовление фоторамки «Подарок Папе»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Непростая задача сделать своими руками подарок для папы или дедушки, особенно детям. Фоторамка - прекрасный подарок. Любая...
Пасхальный праздник в детском саду
Пасхальный праздник. Детский сад № 2. Цель : Приобщать детей к истокам народной культуры, способствующей воспитанию демократически ориентированной,...
Мастер-класс «Открытка — магнит для папы»
На праздник всегда хочется сделать что-нибудь особенное. В этом году мы с ребятами делали открытки – магниты для пап. Для работы потребуется: цветная...