Нина Пылёва
Роль игры в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Богат и многообразен мир природы. Многие века отношение к природе складывалось стихийно. Мы грабили природные ресурсы, угрожающе загрязняли окружающую среду. Мировой океан, огромные территории превращены в свалки, безвозвратно исчезли ценнейшие виды животных и растений. С каждым годом все толще становится Красная книга флоры и фауны.
Решить вопрос сохранения природы можно путем образований людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Нам, педагогам, в этой борьбе за будущее человечества отводится особое место. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства.
Публикация «Роль игры в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Экологическое воспитание дошкольников строиться на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязи в природе, специфики живого у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения) – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно воспитать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности (умение сравнивать, обобщать, анализировать и классифицировать, развивать свои суждения, делать умозаключения). Дидактические игры по праву считаются одним из эффективных средств обучения. Если во время занятия воспитатель осуществляет прямое обучение, то в дидактических играх познавательные задачи соединяются в игровые (отгадать, выполнить роль, соревноваться и многое другое, что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным способностям и возможностей детей, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена, картинки с изображением растений и животных, настольно – дидактические игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.
«При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
- опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия;
- следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна, и в тоже время доступна детям;
- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые правила».
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, это:
- задача, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача в дидактической игре составляет учебное содержание игры. Их можно свести к нескольким видам:
- сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходными признаками. Например, дидактическая игра «Какое это животное?» ставит задачу: закрепить знания о животных, описывать животное по наиболее типичным признакам.
- классифицировать, группировать и распределять предметы или картинки.
В дидактической игре «Когда это бывает?» Задача игры – в различии характерных признаков отдельных времен года.
- определять предметы по нескольким или только по одному признаку.
Задача в игре должна возбуждать интерес, привлекать внимание детей.
Действие – это способ выполнения задачи в игре. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без нее невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры.
Правила подчиняются задаче игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она была направлена на выполнение задачи в игре.
Результат игры – это решение поставленной задачи и выполнение правил. Результат, заключение дидактической игры оценивается с точки зрения воспитателя и детей. Мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение получили дети от игры, как осуществлялась задача игры, принесла ли она желаемые результаты.