Папки-передвижки

Роль ИКТ в дошкольном образовании

Юлия Черенкова
Роль ИКТ в дошкольном образовании

Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

До сих пор существуют разногласия относительно влияния информационно-компьютерных технологий на психическое здоровье дошкольников.

Специалисты по раннему и дошкольному детству зачастую склоняются к тому, что информационно-коммуникационные технологии напрямую угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста.

Публикация «Роль ИКТ в дошкольном образовании» размещена в разделах

В ряду основных проблем со здоровьем, которые может доставлять информационно-компьютерные технологии дошкольникам - большая нагрузка на зрение. Длительное зрительное переутомление приводит к снижению остроты зрения, а поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

Другая опасность заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость от использования ИКТ.

Особенно опасны, в плане приобретения зависимости, компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу, а в реальности, не все так красочно. Так ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболее комфортно.

Следует понимать тот факт, что чем дольше ребенок сидит за компьютером, тем быстрее и глубже он погружается в виртуальную реальность. Просиживая за компьютером, игровым планшетом, у ребенка исключается двигательная активность, которая необходима для полноценного развития детей, достигнуть которую можно лишь в активных играх со сверстниками.

Играя в компьютерные игры, ребёнок не проживает свою жизнь реально, не включён в деятельность - работает только его мозг, в то время как сам он сидит в одной позе и напряжённо смотрит на экран компьютера, по сути будучи отключённым от реального мира. Именно поэтому вытеснение «живых», сюжетно-ролевых игр компьютерными часто вредит психическому развитию ребёнка.

И если время данных увлечений можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со взрослыми и сверстниками гораздо меньше, чем с компьютером. Но это общение – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, дети не могут научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.

В последнее время, и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

При просмотре телевизора или игре за компьютером ребёнок не участвует в вербальной коммуникации - сотни или тысячи слов не произносятся и следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, диалог отсутствует. Вследствие информатизации общества, не у всех детей сейчас развиты навыки коммуникативного общения.

Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, что свидетельствует о том, что информационно-коммуникационные технологии не могут заменить полноценного общения со взрослыми и сверстниками.

В последнее время распространен такой синдром, как «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Детей с подобным синдромом в дошкольных образовательных учреждениях становится с каждым годом всё больше.

Многие считают, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания.

Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.

Однако, многие ученые считают, что информационно-компьютерные технологии обладают удивительными возможностями при условии, что мы знаем, как сохранить здоровье и обеспечить развитие детей. Как говорил американский философ Джон Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Информационно-коммпьютерные технологии вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша.

Информационно-коммуникационные технологии являются средством интерактивного обучения, которое, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Одним из очевидных достоинств проведения занятий с использованием ИКТ является усиление наглядности: обучающий эффект занятий с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Подобные интерактивные иллюстрации, сопровождающиеся звуками, вопросами сказочных героев, требующими от детей самостоятельных решений и ответов, в процессе которых появляются яркие, позитивные эмоции, проявляется очень ярко, создают тем самым основу для развития интереса к познанию, как закреплению определенных тем, так и к познанию нового материала. Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством для развития интереса к познанию, а также воспитания, развития творческих способностей, формирования личности.

Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

В настоящее время существует огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать наглядно-образная память.

Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисованием.

Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.

При игре на компьютере, воспитанники начинают думать прежде, чем делать. Все это означает начало овладения детьми основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению школе.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что в значительной мере стимулирует самого ребенка на достижение успехов.

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается дошкольник.

Так, например, игры требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому взрослым довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны взрослых за содержательной стороной игр.

В заключение, следует отметить, что в современном мире отказываться от информационно-компьютерных технологий в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольников, однако информационно-компьютерные технологии не могут заменить педагога, его живого и эмоционального общения с детьми. Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что их использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

При соблюдении всех рекомендаций работа за компьютером не принесёт вреда здоровью ребёнка, компьютер будет верным другом и помощником и ребёнку, и педагогу.

ИКТ технологии открывают путь ребенку в интересный и увлекательный мир. Однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослыми

Публикации по теме:

Консультация «ФГОС в дошкольном образовании» Для работников детских садов очень важно, что дошкольное образование стало приоритетным в нашем государстве. ФГОС должен быть нацелен на.

Игровые технологии в дошкольном образовании. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Концепция математического развития в дошкольном образовании Концепция математического развития в дошкольном образовании Стульникова Ольга Геннадиевна, старший воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК».

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно-ориентированный подход в дошкольном образованииЛичностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными.

Консультация «Прогулки в дошкольном образовании» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. а) Основные задачи прогулки. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей.

Социальное партнерство в дошкольном образовании Социальное партнерство в сфере образования - добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач: • равноправие участников;.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Статья «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Булатова Айгуль Статья «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ИКТ в дошкольном образовании
Опубликовано: 26 августа 2018 в 20:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД