Роль Я — концепции в становлении и развитии личности

Светлана Чудинова
Роль Я — концепции в становлении и развитии личности

"Роль Я-концепции в развитии (формировании, становлении) личности. ”

Становление личности,на мой взгляд,сложный, но очень важный процесс в ее воспитании и развитии.

Самосознание личности- это осознание отношения человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения переживанием и мыслям.

Взаимодействуясь и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”. Собственное “Я” выражается в том, что человек понимает свое отношение равно как в настоящем, прошедшем, будущем. И главным источником формирования самосознания является накопленные и обобщенные знания человека о других людях, сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.

Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, мысли, человек открывает свой внутренний мир, свое собственное “Я”.

“Я” — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды.

Каждый человек индивидуален, и нужно понимать, что у каждого человека свое “Я” тоже разное. Мы встречаем людей, у которых отношение к себе очень завышенное, бывает наоборот, общаешься с человеком, делаешь для себя определенные выводы, понимаешь, что он заслуживает большей похвалы, а он себя принижает, переходит на другие темы.Хотела бы привести такой пример: Моя хорошая приятельница великолепно вяжет, но за свою работу она не может сказать цену клиенту, либо явно ее занижает.

Ш. Самюэль выделяет четыре "измерения" "Я -концепции": образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценку. Практически любой из образов “Я” имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

Идеальное “Я” складывается из целого ряда представлений, отражающих способности, потребности и устремления индивида, эти представления бывают искаженными от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным “Я” нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что идеальное “Я” отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное “Я” как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как определенный набор черт, которые необходимы, с его точки зрения для достижения реальности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное “Я” с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

Известно, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. (пример с подругой)

Особенность “ Я- Концепции” как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом “Я”, и являются очень сильными и устойчивыми.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Зона настроенияЗона настроения "Я" сегодня Данная зона настроения ориентирована на детей, их настроение на сегодня и отслеживание эмоционального состояния дошкольника.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль Я — концепции в становлении и развитии личности
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 18:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Спортивный досуг к Дню Космонавтики для детей раннего возраста
Звучит музыка , дети проходят в зал и садятся на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня у нас в группе праздник необычный. В этот день 12 апреля 1961 года...
Конспект познавательной прогулки в средней группе «Весна пришла»
Цель: развивать наблюдательность путем выявления признаков ранней весны. Образовательные: учить замечать весеннее пробуждение окружающей...
Фотоотчет «Аппликация во второй младшей группе «Скворечник»
В нашей любимой группе «Капитошки» прошло занятие по аппликации. Цель: обучить детей изображать в аппликации предмет состоящий из разных геометрических...