Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста

елена мамедова
Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Торопова Т. А., музыкальный руководитель,

Мамедова Е. В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 94

«Танцевать - ум развивать»

Г. П. Фёдорова

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Ещё в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и поэзии была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который ещё в начале 20 века разработал на её основе систему музыкально-ритмического воспитания детей, известную во многих странах под названием «Метода ритмической пластики». Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.

Движения под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Поэтому, в своей работе, мы используем различные игры и игровые приёмы, как в музыкальном зале, так и в группе. В занимательной, игровой ситуации ребёнок выполняет движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, он не стесняется сделать движение неправильно, так как захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений мы используем различные методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались передаче эмоций – выразительными и разнообразными движениями («Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Тепло – холодно»).

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились игры на координацию движения «Тень», «Зеркало». Давали упражнение на расслабление рук, ног: «Легкие и тяжелые руки» и т. п. Элементы психогимнастики и аутотренинга успешно использовались как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах и совместной деятельности. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, «Деревянные и тряпочные куклы» помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в пространстве. Игры «Веревочки», «Стряхнем воду с локоточков» помогали после занятий расслабить мышцы. Упражнения «Пружинки», «Качание рук с лентами», «Рисуем на песке» помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: «Стряхивать воду с пальцев» и т. п., напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами.

Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей

Перед разучиванием сюжетных игр, в группе с воспитателями, проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре “Звероловы и звери” (муз. Е. Тиличеевой, детям предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей, предлагались упражнения, уточняющие игровые действия.

Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят танец, который разучивался на индивидуальном занятии, у них появляется желание танцевать. Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики М. Монтеля: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Литература:

1. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.

2. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.- 78 с.

3. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. -СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2000. - 320 с.

4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.- 176 с.

Публикации по теме:

Игры на основе музыкально-ритмических движений «ПРОГУЛКА»Для игры дети образуют «змейки» по 5-6 человек, назначенный ведущий за- дает характерное, импровизированное движение для своей.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей» Одним из средств оздоровления детей в нашем детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельности.

Консультация для родителей «Роль музыкально-ритмических движений в развитии ребёнка» «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку и научиться этому можно у ребенка».

Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы» Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний.

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» .

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Выступление с докладом на районном методическом объединении Воспитатель: Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г. Роль театральной деятельности.

Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Статья Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Введение Общение пронизывает все сферы деятельности человека.

Театрализованное выступление воспитателей о пользе зарядки, подвижных игр и музыкально-ритмических движений Звучит музыка. Поочерёдно появляются Мальвина, Пьеро и Артемон с различными гимнастическими предметами в руках. Они танцуют под музыку с.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2018 в 14:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла» в старшей группе
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт о занятии «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...