Лучший педагог года

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Лиля Симакова
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Симакова Л. Г., музыкальный руководитель

МБДОУ г. Мценска «Детский сад №9»

Публикация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Л. С. Лихачев.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.

«Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника В. Распутина

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.

В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью: «А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи». Хочется отметить еще один момент, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. Я рассказываю, чем славен наш город Мценск, о его достопримечательностях, памятниках, героях (Например, героях Советского Союза, памятники которые находятся на аллее Славы у Вечного огня. Коротко рассказываю об их подвигах. Именно такая работа была проделана мною в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.

Есть память, которая нет,

Не сотрется с годами,

Есть образы, коих не смоют века

Есть вечные ценности, что рядом с нами

На каждый период,

На все времена…

Именно эти слова стали мотивом нашей совместной работы с родителями воспитанников в рамках проекта «Строки рожденные памятью» (музыкальные произведения о Великой Отечественной войне, созданные педагогами и родителями воспитанников).

Целью проекта стало создание музыкально - литературного материала, приуроченного к 70-летию Победы. Мы имеем ряд интересных наработок собственного сочинения, которые были предложены в исполнении педагогов для слушания воспитанникам нашего детского сада.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогли детям узнать события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их Величие. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет, так как это было не снами. Но знать об этом мы обязаны.

Я думаю, эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика, духовного воспитания.

На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада, дало ощутимые результаты : музыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.

Публикации по теме:

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 1 слайд Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 2 слайд Проблема Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего.

Консультация для педагогов «Роль книги в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей» Значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромно. Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника» "Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника в условиях реализации ФГТ". «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, от новорожденного.

Роль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитанииРоль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитании В нашем детском саду проходила тематическая неделя нравственно-патриотическое воспитание дошкольника. Большое место было отведено блоку.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Отчёт по взаимодействии семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Отчёт по взаимодействии семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. В широком понимании патриотизм трактуется.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2016 в 18:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД