Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии

Светлана Румянцева
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии

«Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач не только умственного, но и эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. И чем раньше будет начато обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться в дальнейшем.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольном возрасте и рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Ребенок реализует свои возможности благодаря только тому, что взрослые передают ему этот опыт и учат его.

Если между ребенком и взрослым прекращаются контакты, то и нормальные развитие психики тоже прекращаются. Поскольку содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передаче его и усвоение предполагают участие в этом процессе и речи.

Именно речь открывает ребенку доступ ко всем достижением человеческой культуры. Благодаря речи, происходит развитие не только психологических процессов, но и личности целом.

Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Психологи и педагоги придают важное значение положительным эмоциональным взаимоотношениям детей с окружающими взрослыми, которые очень важное значение для развитие детей. Так как знание особенностей эмоциональных контактов детей с взрослым, способы формирования этих контактов, знание о том, каким образом они влияют на развитие детей, может способствовать научно обоснованной организации их воспитания и обучения.

Как было отмечено выше, дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильной зависимостью от взрослых, так как именно с близкими ребенок встречается чаще всего, и через них, начинает овладевать предметами и орудиями деятельности. По мнению B.C. Мухиной, дети строят свою речь подражая родителям или близким, то есть ребенок бессознательно перенимает от них стиль общения, который становится его натурой. В связи с этим, семья получит в ребенке слепок недостатков в своем общении с точки зрения речевой культуры.

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

- слушать и понимать обращённую к нему речь;

- вступать в разговор и поддерживать его;

- отвечать на вопросы и спрашивать самому;

- уметь объяснять -пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается наличности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В 5 лет формируется структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Данные показывают: в семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными. Ребенок еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Но ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего.

Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. С токи зрения Д. Б. Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу.

Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Способность понимать намерения, чувства, желания другого человека связана с преодолением эгоцентризма и определяет успешность коммуникации.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
Опубликовано: 17 января 2021 в 11:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

Конспект НОД по аппликации с детьми средней группы с использованием технологии В. В....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе ( аппликация) с использованием технологии В. В. Воскобовича «Красивые пирамидки для...
Стихи о мимозе ко Дню мимозы на МAAM
Стихи о мимозе, ко Дню мимозы на МААМ 1. Март, и скоро праздник мамы. Город запестрит цветами. Вот тюльпаны , а вот розы. Ветки желтенькой мимозы. 2....
Фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет занятия по лепке «Ягодка малинка» с детьми раннего возраста. Цель занятия . Учить детей...