Елена Барабанщикова
Роль ознакомления с живописью в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов учит видеть красоту, гармонию вокруг себя и в природе, в жизни и деятельности человека, пробуждает способность создавать их в любой своей деятельности, взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Знакомство старших дошкольников с жанровой живописью, как видом искусства, позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотнище или наблюдаемому в реальной жизни.
Публикация «Роль ознакомления с живописью в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с различными жанрами искусства носит познавательную, воспитательную и эстетическую функции в воспитании.
Познавательная функция искусства. В процессе знакомства с жанровыми произведениями искусства, перед детьми открывается картина окружающего мира: быт и труд людей в различных сферах деятельности. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней дети учатся устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видят на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестами. Так дети подходят к осознанию замысла художника (о чем написана картина, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обобщающие нравственные качества людей, вводя в их активный и пассивный словарь детей, специфические изобразительные термины – холодный и теплый тон, светотени и т. д. умение делать обобщения на основе анализа развивают у ребят внутреннюю речь. Она способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Воспитательная функция искусства. Познание детьми произведения изобразительного искусства, формирует первоначальные основы мировоззрения. Активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создает народ, художественному творчеству. У детей формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенным художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.
Эстетическая функция искусства. Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дельнейшем ознакомлении, в собственной художественной деятельности. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства.
Таким образом, знакомство детей с разными жанрами живописи способствует воспитанию эстетически грамотных людей, становлению цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.