Светлана Кожихова
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
1. Хватание: ребенок учится захватывать предмет, (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие - двумя руками);
2. Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета;
3. Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
4. Движения кистей и пальцев рук.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.
3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
4. Развивается память ребенка и воображение, фантазия.
5. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
"Пальчик-мальчик, где ты был? ", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка".
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
Например, "Пальчики здороваются", "Распускается цветок".
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок выполняет упражнения, сопровождая их звуками.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
Например, пальчиковое упражнение "Колечко".
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например, "Помоем руки под горячей струей воды", "Надеваем перчатки".
6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения как "Бабочка", "Цыпленок", "Петушок", "Собака", "Кошечка" и так далее.
Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности, я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастики, в гимнастике после сна, в утренние свободные часы, в физкультминутках, в воспитании культурно- гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, в свободной деятельности. Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил – был Алешка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
В настоящее время в 1 младшей группе 17 человек. Группа разновозрастная (есть дети по 2 года, а есть дети которым уже есть и 3 года). В группе есть дети, у которых еще маленький словарный запас. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений. Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки. Например, играем в такие игры: «Моем овощи и фрукты», «Большая стирка», «Это пальчик хочет спать», «Дружат наши дети», «Пальчики в лесу», «Капуста», «Улитка – улитка», «Солнышко – ведрышко», «Мой мизинчик», «Водичка – водичка», «Теремок», «На лесной лужайке», "Оладушки", "Сорока-ворона", «Дождик», «Теремок», «Зайки», «Зайка серенький сидит», «1,2,3,4,5 – вышли зайки погулять», "Воробей живет под крышей" и др.
Для меня важно, чтобы игры доставляли ребенку радость и развивали, то есть расширяли его кругозор и словарный запас.
Так же в своей работе использую разнообразный материал для развития у детей мелкой моторики пальцев рук это и прищепки, зубные щетки, массажные мячи, карандаши, сопровождая потешками, стихами о данных предметах. (для самомассажа кистей и пальцев рук ребенка). Например, играем с детьми в игры такие как: «Разноцветный мячик», «Друг весёлый, мячик мой!», «Скачет мячик прыг да скок», «Покатай мячик в ладонях», «Фонарики» (мяч крутить как фонарик, «Обследование мяча пальцами» (вращение мяча в разные стороны пальцами, «Тук-тук» ( движения руки: ладонь, ребро, кулак, «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех» (катание мячика в ладонях) «Удержи мячик» (удерживать мячик двумя пальцами) и так далее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, особенно для детей раннего возраста.