Папки-передвижки

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

Людмила Букарева
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической и грамматической. Основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка,» размещена в разделах

Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди, выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения, по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Л. В. Фомина считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – он такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмысливать информацию, получаемую из окружающего мира.

Когда малыш накопит богатые впечатления и, соответственно, собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

При проведении игр, я строго соблюдаю следующие правила:

- отрабатываем последовательно все упражнения;

- игровые задания постепенно усложняем;

- игру начинаем только тогда, когда ребенок хочет играть; никогда не начинаем игру, если ребенок неважно себя чувствует;

- не допускаем переутомление ребенка в игре.

Целенаправленная, педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамического процесса. При этом учитываю возрастные особенности детей. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи провожу в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а так же расширить их познавательные способности. В своей работе я использую большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаику, цветное тесто, яркую бумагу, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволоку, предметы вышивания, пальчиковый театр, наглядные картинки и т. п.

Итак, в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Публикации по теме:

«Роль пальчиковых игр в развитии речи» Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений.

Роль семьи в развитии речи ребенка Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории,.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Многие взрослые помнят забавный детский стишок, где есть такие строки: - Мальчик - пальчик, где ты был? К братьям в гости я ходил. А дальше.

Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа) Педагогический проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка». (групповой, долгосрочный). 1 этап. Целеполагание. Игра – это ведущий.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Роль игры в развитии ребенка Игра – неотъемлемая часть жизни любого ребенка. С помощью игры он познает мир, учиться общаться с окружающим, приобретает новые знания и.

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольникаРоль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства.

Семья и ее роль в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие.

Роль сказки в развитии ребенка Роль сказки в развитии ребенка Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 21:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД