Получи документы

Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе

Чупракова Галина
Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе

Основные понятия, используемые в данной работе:

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

Публикация «Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе» размещена в разделах

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.)

Социализация детей - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

«Образование для жизни, образование через всю жизнь»

Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность - человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения должен быть направлен на подготовку детей к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Введение ФГОС не только изменило всю систему образования, но, как известно, внесло большие изменения в деятельность педагога-психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях введения ФГОС ДО – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Сегодня для образовательных учреждений в целом, и для дошкольного образовательного учреждения в частности, на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом. Качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательных отношений.

В МДОУ «ЦРР – детский сад №14 «Малышок» г. Коряжма накоплен достаточный опыт по внедрению в процесс социально-делового партнерства с семьями воспитанников эффективных технологий сотрудничества. Это направление в работе дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования (качество, доступность и эффективность, а также повысить активность и заинтересованность родителей в жизни детского сада.

В работе педагога-психолога уделяется большое внимание работе с родителями в вопросах социализации детей в целом, и старшего дошкольного возраста в частности: повышению компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе, содействию осмысленного выбора родителями направленности предшкольной подготовки, выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия «семья – ребенок» в предшкольный и адаптационный к школе периоды.

Практика показывает, что традиционно большое внимание со стороны родителей уделяется развитию памяти, мышления детей, обогащению кругозора, формированию навыков чтения, письма и счета, коррекции имеющихся логопедических проблем. Многие дети (начиная с 2-3 летнего возраста) посещают развивающие центры, зачастую дублирующие программу детского сада, и «помогающие» родителям подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Направленность такой подготовки, как правило, способствует в большей степени интеллектуальному развитию детей. Интенсивность занятий в старшем дошкольном возрасте за счёт дополнительного образования только возрастает. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются. Проблеме социализации дошкольников внимание не уделяется.

Не менее серьезной остается проблема завышенных требований к ребёнку со стороны родителей и учителей, к его готовности к школьному обучению. При поступлении в школу некоторые учителя требуют, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и имел широкий кругозор. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям завышенного уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей и возможностей.

Эти и другие факторы (такие, как нестабильная экономическая ситуация в стране, постоянные изменения в системе образования) никак не способствуют созданию позитивной, доброжелательной атмосферы ожидания обучения у будущих первоклассников и их родителей, осложняют процесс адаптации первоклассника к новым условиям. Нередко бывает так, что окружающие взрослые вместо того, чтобы помочь ребенку полноценно подготовиться к школе, дать положительный настрой, вольно или невольно запугивают будущими возможными неудачами, приводя отрицательные примеры из практики, при этом не давая вариантов выхода из возможных сложных ситуаций.

На наш взгляд, работа педагога-психолога по обеспечению успешной адаптации ребенка к школьной жизни должна начинаться в дошкольном возрасте и предполагать не только раннюю диагностику и коррекционно-развивающую работу с самим ребенком, но и просветительскую работу с остальными участниками образовательных отношений – родителями и педагогами.

Профилактика школьной дезадаптации, помощь детям в принятии новой социальной роли на протяжении многих лет является одним из ведущих направлений в работе педагогов (воспитателей и специалистов) нашего детского сада. В результате естественного отбора в арсенале педагогического коллектива остаются наиболее результативные и продуктивные формы работы с семьей для решения данной проблемы.

Работа педагога-психолога в данном направлении состоит из четырех самостоятельных модулей, направленных на взаимодействие с участниками образовательных отношений - детьми старшего дошкольного возраста, их родителями, педагогами ДОУ и педагогами СОШ.

• Работа с детьми старшего дошкольного возраста :

- ННОД по социализации детей старших групп (5-6 лет) способствует формированию у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, помогает детям правильно реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции, обогащает репертуар социальных навыков;

- ННОД по социализации детей подготовительных к школе групп (6-7 лет) способствует формированию положительного эмоционального отношения к школе, становлению внутренней позиции школьника и развитию мотивационной готовности к обучению в школе.

• Работа с педагогами

Просвещение (консультирование по теме «Готовность ребенка к обучению в школе», обсуждение проблем каждого ребенка в отдельности) педагогов ДОУ способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов в вопросах предшкольной подготовки и влияет на качество предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ.

• Преемственность детского сада и школы

Преемственность в работе детского сада и школы, осуществление непрерывности в воспитании и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является непременным условием успешной адаптации ребенка при переходе из детского сада в начальную школу :

- «Круглые столы» по обмену информацией о детях и их семьях;

- Дни открытых дверей в ДОУ для учителей начальных классов с целью установления доверительных и партнерских отношений между педагогами, предоставления возможности учителям познакомиться со своими будущими учениками;

- Участие учителей в мероприятиях ДОУ (деловые игры - «Большие буквы для маленьких детей», «Моя веселая семейка»)

- Участие детей и педагога-психолога в совместных мероприятиях школы (экскурсии в школу, совместная деятельность - «Печем куличики»). Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.

• Работа с родителями

Психологическое сопровождение родителей будущих первоклассников направлено на успешную социализацию будущих школьников через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе :

- Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет» повышает компетентность родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе;

- Тематическая информация на сайте ДОУ, в группе и на стендах в ДОУ («Мотивационная готовность к обучению в школе», «Ребенок идет в школу. Как помочь сохранить здоровье и радость», «Интеллектуальная и речевая готовность к школе», «Возможные трудности семьи в период адаптации к школе») позволяет расширить представление родителей о важных аспектах готовности ребенка к школе, о факторах, влияющих на успешность обучения;

- Участие родителей в проведении диагностики детей педагогом-психологом по подготовке детей к школе. Консультирование родителей по выбору программы обучения в школе, по рекомендации выбора занятий по интересам детей (секций, кружков). Анкетирование родителей по подготовке детей к школе.

Вышеперечисленные формы работы педагога-психолога с семьями способствуют расширению представлений родителей о важных аспектах готовности детей к школе, факторах, влияющих на успешность обучения. Но наиболее эффективными и результативными в этом вопросе формами работы с родителями являются активные формы работы, в том числе совместные детско-родительские игры. В нашем детском саду мы используем совместные детско-родительские игры, разработанные на основе популярных телепередач «Большие буквы» и «Мой ребёнок». Эти игры позволяют решить сразу несколько задач в области формирования успешной социализации детей в школе :

1. Содействовать обогащению представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.

2. Способствовать формированию умений анализировать готовность собственного ребенка к обучению в школе, видеть проблемы, прогнозировать возможные сложности; расширению знаний о способах их разрешения еще до поступления ребенка в школу.

3. Содействовать осмысленному выбору варианта подготовки к школе, образовательной программы школьного обучения и выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей и возможностей.

4. Научить родителей:

• решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе,

• оказывать им эмоциональную поддержку,

• демонстрировать безусловное принятие своих детей.

5. Снизить уровень тревоги родителей перед трудностями адаптации к школе и рефлексировать собственные переживания,

6. Глубже понять эмоциональное состояние своих детей, узнать их мысли и переживания, связанные с поступлением в школу.

Результатом многолетней работы по вопросам успешной социализации будущих школьников при взаимодействии с родителями явилось создание программ «Вместе интересней!» и «Моя весёлая семейка».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ!

Итак, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители воспитанников ДОУ имеют право на знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также на помощь со стороны образовательного учреждения в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В том числе на помощь в подготовке детей к школьному обучению.

Работа с родителями, проводимая специалистами нашего учреждения для успешной школьной социализации будущих первоклассников, учитывает тот фактор, что семья, как первый и самый важный институт социализации человека, играет важнейшую роль в процессе подготовки ребенка к обучению в школе. И именно просветительской работе с родителями в деятельности педагога-психолога отводится особое место.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО» (консультация.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Поскольку дошкольный возраст.

Роль педагога в формировании личности ребенка Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни.

Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду Воспитатель: Шульгина Н. Н. «Все мы родом.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Занятие педагога-психолога по социализации в разновозрастной группе (вторая младшая, средняя) «Волшебные слова» Цель занятия: развитие навыков вежливого общения. Задачи занятия: - развивать коммуникативные способности; - развивать произвольное внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе
Опубликовано: 6 марта 2018 в 13:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД