Папки-передвижки

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Маргарита Панова
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС

«Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности

и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС

в ОГКОУ «Школе-интернате № 92»

Педагог-психолог Панова ММ.

«Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечи-вают развитие детей в дошкольной образовательной организации : развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, игра, развивающее пред-метное содержание образовательных областей»

Публикация «Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической за-щищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировос-приятию и отношению к самому себе.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать сре-ду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высо-кие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасно-сти в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходи-мостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в усло-виях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т. д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необхо-димы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – под-готовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.

Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый ряд показателей физического и психического здоровья.

снижены витагенные возможности детского организма: энергопотенциал, мышечная сила, адап-тационные возможности, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;

— наблюдается рост функциональных нарушений и психических расстройств;

в психологическом портрете современного ребенка стало больше диспропорций: нарушены воз-растно-нормативные темпы развития. Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития, мотивации, психорегуляции деятельности и общения;

— информатизация жизни привела не только к нарушению структуры общения, глубины мышле-ния. У современных детей и подростков серьезно нарушен режим дня, суточный цикл имеет выра-женную деформацию. В итоге за последние 10 лет:

• пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;

• к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;

• не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образователь-ных программ.

Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта.

К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие :

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;

• удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;

• создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причаст-ность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности обра-зовательной среды;

реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индиви-дов;

• профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормально-му функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений вы-страивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие.

Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

систему организации межличностных отношений в ДОУ.

1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения по-требности в общении, движении, развитии и т. д. ;

• организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение вос-питанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индиви-дов;

• профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

2. Система организации межличностных отношений в ДОУ:

• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характери-стики педагога, его имидж, профессионализм);

• психологический климат в коллективе «воспитатели-дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении, стиль общения, традиции, атмосфера в группе);

• создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образова-тельной среды.

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психо-логическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитан-ников и фактором позитивных изменений педагогов, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и пси-хологической защищённости.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает пред-ставления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье, помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость, формирует у ребёнка уме-ния разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог-психолог ДОУ осуществляет работу по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ре-бенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе, в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхож-дения в социум.

Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологи-ческой безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Сензитивность дошкольни-ков создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.

Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников об-разовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необхо-димо «научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному раз-витию каждой становящейся личности» (М. С. Мириманова).

В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвер-гаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, воспитателей). Неосознанно дети копируют поведение взрослого и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда иска-женную собственную картину мира.

Важнейшим условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, укрепление его психологического здоровья.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья дошкольников:

Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адап-тированы к изменяющейся среде, способствуют ее безопасности и комфортности, обладают ре-зервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.

Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, к коллективу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тре-вожности, страхов, неоправданных капризов, невропатий. Эти дети нуждаются в групповых за-нятиях профилактически-развивающей направленности.

Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют за-висимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не чувствую и не управляют своими психологическими границами, не готовы к самоизменению в соответствии с окружаю-щим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей? Конечно же, положительное эмоциональное состояние, наличие настроения. К критериям благоприятного состояния психики относятся:

• положительное эмоциональное состояние, наличие хорошего настроения, которое включает эмо-циональную устойчивость (самообладание); минимизация эмоции страха, увеличение пережива-ний радости. ;

• зрелость чувств соответственно возрасту;

• управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д., контроль реакций;

• свободное естественное проявление чувств и эмоций.

На основании результатов исследования необходимо разработать концепцию (систему) той образо-вательной среды, в которую будут входить различные мероприятия, психологическая диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги личностного роста и т. д., исходя из определившихся проблем для всего ДОУ и отдельно взятой группы детей или взрослых.

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психо-логической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически

комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап. На данном этапе анализируются:

• отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском кол-лективе;

• психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной пе-дагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

• специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

• степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;

• психологический климат педагогического коллектива.

Педагог-психолог использует специально подобранный инструментарий – набор диагностиче-ских методик для оценки безопасности и комфортности среды образовательного учреждения (при-ложение 1). Данные использует для коррекционно-развивающей, профилактической работы, а так-же для проведения мониторинга.

2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды :

• Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.

• Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их лич-ностного роста: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направ-ленных на оптимизацию режима жизнедеятельности воспитанников.

• Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупрежде-ния психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, сня-тие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). Педагог-психолог использует различные программы коррекции и развития в работе с детьми (приложение 2).

• Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гиб-кого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых.

Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обу-словливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.

ЗОНЫ И УГОЛКИ ДОСТУПНОГО КОМФОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА

№ Название Направленность зоны Структура

1 Комната Фей обучение детей способам вы-ражения гнева в приемле-мой форме, приемам саморегуля-ции;

формирование умения владеть собой в различных ситуациях;

«Комната Фей» делится на четыре зоны:

1. Волшебный дуб» — для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности.

2.«Добрые ласковые друзья» — для снятия напря-жения, стабилизации эмоционального состояния.

3.«Спокойные игры и секреты» — для успокое-ния расшалившихся детей, обучения приемам са-морегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4.«Зеркальное озеро» — для знакомства с различными эмоциональными состояниями.

2 Уголок привет-ствия создание позитивного эмоцио-нального настроя, атмосферы группового доверия и приня-тия, сплочение детского кол-лектива. стенд «Здравствуйте, я пришел!», на котором размещены фотографии детей.

стенд «Мое настроение», на котором дети в тече-ние дня с помощью заготовок пиктограмм отме-чают свое настроение.

3 Уголок достиже-ний повышение самооценки, уве-ренности детей в себе; предо-ставление родителям позитив-ной информации, способству-ющей установлению взаимопо-нимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отноше-нию к людям. «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и по-лезный поступок;

«Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, ко-торой он гордится);

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ре-бенком добрый и полезный поступок).

4 Зона во-ды и пес-ка снятие стресса; снижение нерв-но-психической напряженно-сти, улучшение настроения. По желанию ребенка эти зоны могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкну-тых детей.

5 Зона уедине-ния предоставление ребенку воз-можности отдохнуть, рассла-биться, подумать, помечтать. Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоци-ональную поддержку. В зоне уединения исполь-зуются легкие, но достаточно большие «строи-тельные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты.

6 Уголок сенсор-ного раз-вития развитие всех видов восприя-тия; создание условий для реа-лизации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического разви-тия детей; выработки эмоцио-нально положительного отно-шения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, иг-рушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мел-кой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Организация мониторинга

Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе диа-гностики позволит контролировать качество психологических условий, в которых осуществля-ется обучение и воспитание детей. В результате этого следует ожидать не только повышения уровня защищенности от насилия и степени, удовлетворенности основными характеристиками ДОУ, но и психического и профессионального развития субъектов образования процесса – воспитанников, пе-дагогов, родителей.

Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не ре-же, чем на начало и конец учебного года.

Сравниваются подобные шкалы, например:

• психологическое здоровье детей и взрослых;

• уровень защищенности от угроз и насилия;

• уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;

• возможность получения квалифицированной помощи и пр.

Отмечается динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды. Данные используются в различных отчетах, статистических и аналитиче-ских справках, планировании, на педсоветах и семинарах.

Приложение 1.

РЕЕСТР

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО

№ Методики диагностики Значимые шкалы

Диагностика дошкольников.

1. Исследование межличностных отношений в детском коллек-тиве. Методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская) Определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотноше-ний в группе

2 Методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова) Особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам.

3. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка Общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочув-ствии детей старшего дошкольного возраста.

4. Методика «Мой Светофорик» (Е. Д. Полякова) Уровень эмоционального отношения к детскому саду.

5 Графическая методика «Кактус» Тэммл, Дорки Состояние эмоциональной сферы (наличие агрессивности).

6. Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой Уровень наличия страхов.

7. Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана Т. А. Репиной, модифицирована Т. В. Антоно-вой) Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детсада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

8. Контроль психологических границ. Регуляция психологиче-ских границ. Методика «Чтение сказки «Три медведя» описание сущности феномена границ «Я» у детей 2–10 лет, выявление акту-ального развития психологических границ и зоны развития.

9. Осознанность и «чувствование» психологических границ. Способы защиты границ «Я». Методика «Мой дом» описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты.

10. Лист оценки психологического здоровья О. В. Хухлаевой. Оценка уровня психологического здоровья детей 5-12 лет.

Диагностика взрослых

1 Опросник "Психологический климат в педагогическом кол-лективе" (И. А. Баева) Психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими.

2 Тест-опросник для педагогов «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?».

3 Анкета-опросник для педагогов «Психологическая диагно-стика безопасности образовательной среды школы» Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаи-моотношениях учителя с учениками, другими педагогами, родителями уча-щихся, администрацией. Наличие у педагога профессион деформаций.

4 Диагностика уровня эмоцион выгорания педагогов (В. В. Бойко) Выявление уровня эмоционал выгорания воспитателя и связанных с этим рис-ков.

5 Анкета-опросник для родителей "Психологическая диагно-стика безопасности образовательной среды школы" (И. А. Баева). Удовлетворенность родителей психологической безопасностью образователь-ной среды учреждения.

Анкета для родителей «Ребенок пришел в детский сад» Выявление основных адаптационных возможностей ребенка.

6 Тест-опросник родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин). Оценка наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во взаимо-отношениях ребенка со сверстниками, воспитателями, родителями.

7 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельно-сти руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева) Показатель психологической напряженности в стиле управления коллективом.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Проект предметно-игровой среды в условиях реализации ФГОС ДО в старшей группе МБДОУ «О чем говорят игрушки» Проект предметно-игровой среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в старшей группе МБДОУ «О чем говорят игрушки» СОДЕРЖАНИЕ.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Совместная работа инструктора по физической культуре и педагога-психолога в обеспечении психофизического здоровья детей Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение.

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 15 января 2018 в 14:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД