Роль педагога в организации театрализованной деятельности

Татьяна Фуфалдина
Роль педагога в организации театрализованной деятельности

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования представлены определённые направления развития и образования детей – образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Для развития способностей детей в различных видах деятельности речевое развитие является обязательной частью. Речевое развитие – это средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитическо-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевая функция многогранна: – коммуникативная, познавательная, экспрессивная, исследовательская и планирующая.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь планируем работу исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, и в соответствии с программными задачами «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. Н. Васильевой. Работа педагогов требует - артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе - это артистичность, приобретение режиссёрских качеств, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно - ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы. (Музыка, изобразительное искусство, хореография, театральное искусство, архитектура, литература, привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Для развития речи через театрализованную деятельность у детей включаем следующие задачи:

• Развить интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать, активизировать словарный запас;

• Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

• Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Этапы работы:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Элементы педагогических технологий:

• здоровье сберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

• групповые;

Творческие методы и приемы:

• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• просмотр видеофильмов;

• словесное рисование;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации

• коллаж из сказок

• релаксации музыкотерапия

Для решения этих задач выбраны основные направления:

• Развивающая среда

• Дети

• Взрослые

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже усвоенный ранее материал.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - взаимосвязь всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Первое направление – формирование развивающей среды:

Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения, сказки).

• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбомы).

• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

• Атрибуты для организации театрализованных игр: (Фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров).

• Дидактические игры («Посещение театра», «Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).

Второе направление – это работа с детьми:

Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности.

Продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета.

Исполнительское – проговаривание текстов, исполнение этюдов, т. е. актёрские способности. Оформительское – изготовление костюмов и декораций.

Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

Связная речь: В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора, интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

—просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)

Третье направление – взрослые:

Работа с родителями, она включает в себя:

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

совместное выступление детей и их родителей.

Уровень овладения речевого развития дошкольников через театральную деятельность.

Чтобы выявить уровень речевого развития дошкольников, через театрализованную деятельность. В ДОУ разработана диагностическая методика, которая позволяет выявить не только уровень, но и отношение детей к театрализованной деятельности. Эту диагностику предложили детям в начале и конце года. На основе полученных данных были выявлены уровни творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Диагностика развития артистических способностей у детей.

№ п/п Имя ребенка Музыкально – игровое творчество Основные принципы драматизации:

Итоги

1. Слушает музыкальное произведение. Двигается в соответствии с характером музыки. 1. Проявляет интерес к игре драматизации и другим видам театральной деятельности;

2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях;

. Владение выразительностью речи;

Способность понимать эмоциональное состояние Способность сопереживать героям сказок, эмоционально Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Начало года Конец года

Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г.

Характеристика уровней.

Высокий. Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий. Мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театру, к музыкальной деятельности. Ребёнок не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года

Уровни Средний возраст 4 -5 лет

Высокий 19%

Средний 62%

Низкий 19%

Таким образом, большинство детей имеют средний уровень. В большинстве случаев проявляют интерес к театральной деятельности, слушают музыкальные и художественные произведения, двигаются в соответствии с характером музыки, вносят элементы творчества с помощью взрослого, проявляют не устойчивость, в достижении результатов сочиняя короткие стихотворения или сказки, нет интереса к литературным образам в самостоятельной деятельности. По показателям диагностики, планируется индивидуальная работа с детьми, которые имеют низкий показатель.

Следует что, уровень овладения речевого развития дошкольников низок. Для решения этой проблемы, определили программные задачи, разработали перспективный план на средний дошкольный возраст.

В перспективный план включены занятия, совместная деятельность и самостоятельная. В совместную и самостоятельную деятельность входят игры, упражнения по развитию речи, инсценировки, показ театрализованных сказок, деятельность детей в уголке творчества. Разработаны сценарии, игры и упражнения, модели и мнемотаблицы. План работы с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности представляются, и закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

Конец года

Уровни Средний возраст 4 -5 лет

Высокий 44%

Средний 50%

Низкий 6%

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности, дети получают эмоциональный подъём. Дети проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать. Учатся работать в коллективе, прилагают силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость. Воспитанники любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Вывод:

Безусловно, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения.

Взаимодействие ДОУ и семьи в организации театрализованной деятельности Городское профессиональное методическое объединение воспитателей ДОУ по речевому развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Я тоже говорю. Роль театрализованной деятельности в обучении неслышащих детей Театр-это творческий коллектив. Театрализованной деятельностью с дошкольниками занимаются, чтобы привить им интерес к театру, развития художественных.

Консультация для педагогов «Формы работы по организации работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Консультация для родителей «Роль педагога в разных видах деятельности детей» Любая деятельность детей сопровождается педагогом. Например,при игровой активности ипользую различные приемы: -добавляю количество персонажей;.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»[/b] Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная.

Педагогический опыт работы на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Аннотация на обобщённый опыт работы на.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее.

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Сообщение воспитателя Куяновой М. В. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Слайд 2.

Статья «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Юматова Н. И. воспитатель МБДОУ «Водоватовский д/с №10» Арзамасского района Нижегородской области РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль педагога в организации театрализованной деятельности
Опубликовано: 17 января 2018 в 19:28
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». (часть первая)
Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». ( часть первая) Лариса Гацко. Блог. Урожайной осень выдалась, друзья, Щедро наградила наши закрома,...
Фотоотчёт конкурса из природного материала «Осень золотая!»
ОСЕНЬ Дарит осень чудеса, Да ещё какие! Разнаряжены леса. В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...