Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития

Раиса Занкевич
Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития

Актуальность проекта.

Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер. Зачастую ребёнок принимает видимое за сущность явления. Познание мира, включённое в активную деятельность ведёт к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах.

Итак, мир встаёт перед ребёнком полный проблем, загадок и волшебства. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как он участвует в их решении, мир ребёнка богатеет до бесконечности, беспредельно. Правильное создание предметно- развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с проблемами в интеллектуальном развитии, в частности детей с задержкой психического развития.

Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряды корковых функций. Исследования педагогов, психологов показало, что мышление детей конкретно, если детям дают знания. Но если давать знания о простейших связях между предметами, о закономерностях этих связей, дети с задержкой психического развития начинают не только усваивать их, но и учатся использовать в собственных суждениях. И. как следствие, интересы и знания детей расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Но для того, чтобы все знания не просто загромождали память ребёнка, а способствовали развитию мышления, обучение должно проводиться особым образом. Этому способствует правильно организованная предметно- развивающая среда.

Задачи проекта.

I. Создание предметно- развивающей среды, способствующей развитию мыслительных процессов и коррекции имеющихся нарушений у детей с задержкой психического развития.

II. Использование предметно - развивающей среды для создания предпосылок к развитию всех видов мышления:

формирование целенаправленной эрудитной деятельности в

процессе выполнения практического и игрового заданий.

III. Использование предметов и пособий развивающей среды в формировании способов ориентировки и способов её выполнения:

формирование метода проб и ошибок;

включение речи в процесс решения познавательных задач.

IV. Построение модели общего и индивидуального коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в развитии мысли тельных процессов;

V. Использование единства диагностики и коррекции развития ребёнка.

Приоритетные возрастные задачи.

I. Первый год пребывания в группе ребёнка 5 – 6 лет с задержкой психического развития:

переход к новым отношениям с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативной деятельности;

накопление опыта развития наглядно-действенного мышления;

формирование и расширение представлений о предметах, их назначении, свойствах и качествах;

развитие самостоятельности;

формирование правильной самооценки.

II. Второй год пребывания ребёнка 6 – 7 лет с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности:

на основе развитых компонентов наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного и логического мышления;

усиление познавательной активности ребёнка с ЗПР;

развитие и обогащение сенсорных эталонов;

развитие речевой активности;

развитие эталонов действий, свойств, последовательностей и использованием их в познавательной деятельности;

использование в развитии мышления технических средств, тетрадей на печатной основе, организации экспериментирования, песочной терапии;

формирование адекватной самооценки.

Вид проекта - длительный

Участники проекта - дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития, педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, родители.

Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Предметно- развивающая среда это предметное наполнение функциональных помещений в группе, которое влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно.

Функции, которые выполняет предметно- развивающая среда в развитии мышления:

Информативная. Разнообразие предметов несёт определённые знания об окружающем мире.

Развивающая. Разнообразие предметов служит для всестороннего развития ребёнка.

Коррекционная. Правильно организованная развивающая среда способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии мышления у ребёнка с задержкой психического развития.

Принципы построения предметно- развивающей среды:

учёт возрастных и интеллектуальных особенностей ребёнка;

вариативность и разнообразие;

творчество и активность в деятельности;

гибкое зонирование;

доступность.

Предметно- развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.

В группе выделено несколько функциональных уголков и зон: учебная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, читательский уголок, природный уголок, бытовое пространство.

Главные критерии создания предметно- развивающей среды:

• воспитательная ценность;

• высокий художественный уровень используемых материалов;

• связь с различными видами деятельности;

• использование широких возможностей для познавательного, социального и личностного развития.

Основные этапы проекта.

I этап – диагностический:

- диагностика развития мыслительных процессов ребёнка.

II этап – планирование:

1. изучение литературы и интернет ресурсов по теме проекта;

2. обсуждение участниками проекта совершенствования и пополнения развивающей среды.

III этап - индивидуальное сопровождение:

определение форм и методов использования предметно- развивающей среды и разработка индивидуальных программ сопровождение ребёнка с проблемами в развитии мышления.

IV этап - организованная образовательная деятельность:

• использование игр, дидактических упражнений, способствующих развитию мышления;

• использование пособий для развития мелкой моторики и кинестетических ощущений;

развитие сенсорных навыков;

развитие речи, посредством рассматривания картин, создания схем чтения комбинированных текстов.

В процессе действий с предметами развивающей среды у ребёнка с задержкой психического развития создаётся основа для практических действий и их словесных обозначений, формируются обобщенные представления, способы ориентировки.

Е. А. Стребелева рекомендует для развития различных видов мышления использовать предметы развивающей среды.

Дидактическое обеспечение проекта.

1. Формирование наглядно действенного мышления: набор детской посуды, набор детской мебели, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, пластмассовые шарики, куклы, заводные игрушки, атрибуты для занятий с песком и водой, кубики, дидактические игры.

2. Формирование наглядно-образного мышления: сюжетные картинки различной тематики, различные предметные картинки для группировки предметов, понимания последовательности событий, карты-образцы со схематическими изображениями предметов, природный материал, муляжи овощей, фруктов, грибов, атрибуты для моделирования, фланелеграф, трафареты, дидактические игры.

3. Формирование элементов логического мышления: набор разных по величине игрушек, геометрические фигуры, наборы карточек с изображением разных животных, разных видов транспорта, картотека словесных игр, дидактические игры.

Методические рекомендации.

Создавая предметно- развивающую среду, педагоги и специалисты решают творческие задачи. Они и дизайнеры, и декораторы, и художники, и конструкторы. В связи с эти необходимо активизировать поиск таких подходов к развитию мышления, которые способны не только совершенствовать и корректировать имеющиеся проблемы ребёнка с задержкой психического развития, но и развивать умственные и познавательные его возможности.

Можно с полной уверенностью утверждать, что условиями благоприятствующими развитию и коррекции мыслительных процессов служат:

• организация окружающей предметно- развивающей среды;

• насыщение предметно- развивающей среды материалами, стимулирующими развитие мыслительных процессов;

• рациональное размещение и организация функциональных зон развивающей среды.

В группе целесообразно создать и совершенствовать систему предметно- развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности. Центральное место в ней должен занимать ребёнок, как личность, имеющая свои природные и социально обусловленные задатки, благоприятное развитие которых возможно лишь в гуманных социально-педагогических условиях. Созданию таких условий способствует правильная организация предметно- развивающей среды, которая оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, на развитие его положительного самоощущения, стимулирует включение ребёнка в различные формы деятельности и сотрудничества с взрослыми и сверстника

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Использование элементов аппликации в оформлении группыИспользование элементов аппликации в оформлении группы Здравствуйте уважаемые коллеги!Моя группа называется "Непоседы".Здесь украшены окна,центральная стена группы и родительский уголок в разное.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...
Картотека стихотворений о России и Дне России
К каждому празднику педагоги дают детям стихи для заучивания. У меня есть вот такая картотека стихотворений о России и празднике в честь Дня России. Может...
Фотоотчёт изобразительной деятельности по рисованию «Вот какой у нас арбуз...
Август. Созревают арбузы - любимое лакомство всех детей и взрослых. И сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том как мы рисовали...