МААМ-картинки

Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста

Анна Ивановна Нечаева
Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста

Важнейшим условием развития личности детей является организация предметно-развивающей среды в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда, организованная для определенных целей, среда, в которой могут происходить качественные изменения воспитанников.

Публикация «Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. Рассматривая вопросы, связанные с оформлением группового помещения детского сада, нередко авторы обращают внимание на тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, справедливо подчеркивая неправильность сложившейся ситуации.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы. А так как актуальные интересы и предпочтения детей 5 – 7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, то, следовательно, и насыщение группового пространства должно претерпеть существенные изменение.

Педагогами ФИРО было проведено исследование, отражающее значение предметно-развивающей среды в жизни старших дошкольников. Его результаты приведены ниже.

Проведенный анализ существующей предметно-развивающей среды в современных дошкольных образовательных учреждениях разного вида показал, что в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается в группах для детей старшего дошкольного возраста, где четко выделяется «учебная зона», с классической расстановкой двухместных парт, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны или уголки располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах. Тот факт, что «учебная» зона на самом деле является полифункциональным пространством, служащим как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация занятий, приема пищи, так и удобным местом для разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников, подкрепляется данными наблюдений. Вне занятий старшие дошкольники используют «учебную зону» следующим образом:

Продуктивная деятельность -44 %, сюжетная игра-15,4 %,познавательно-исследовательская деятельность -13,5 %,игра с правилами -7,5 %,конструирование из строительного материала и детских конструкторов-7 %,коммуникативная деятельность -5,3 %,отдых-4,4 %,рассматривание (чтение) книг -2,6 %.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что за рабочими столами разворачиваются практически все основные культурные практики, приобщающие детей дошкольного возраста к миру культуры (игровая деятельность, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы). Следовательно, разнообразное применение оборудования этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование его в повседневных ситуациях для организации питания и обучения позволяет сделать вывод о целесообразности более точного обозначения этой полифункциональной зоны так, как это делает Н. А. Короткова: «рабочая зона».

На основе анализа существующей педагогической практики было выделено десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона, игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный, рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок, книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованная зона («ряженье», наполнение которых предполагает хранение и использование в этом пространстве определенным образом подобранных материалов и оборудования. Посещение вышеперечисленных зон дошкольниками отмечалось в групповой карте передвижения и в индивидуальном маршруте перемещения каждого ребенка, при этом дополнительно фиксировался характер деятельности, которую разворачивали дети в данном групповом пространстве [11].

В ходе исследования было установлено, что приоритетным видом свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает продуктивная деятельность, ею увлеченно занимается почти треть дошкольников (31%, размещаясь за своими столами в рабочей зоне. «Центры сгущения» детских интересов проявляются в выборе детьми места для участия в определенной деятельности и использования материалов и оборудования, представленных в группе. Эти центры в ряде случаев не совпадают с тематическими уголками. Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников (игровая, рабочая зоны) в групповом пространстве нами были выявлены и невостребованные зоны, к которым следует отнести музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону, которые практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

И, наконец, развивающая функция. Почему среда получила такое название? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л. С. Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой.

Другими словами, среда должна быть наполнена:

- содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития;

-тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;

-для отдельных еще и недостижимо.

Можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности и играет большую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста при планомерном и целесообразном ее использовании.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2015 в 13:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД