Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Мария Сафронова
Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Предметно-развивающая среда предполагает реализацию образовательного потенциала пространства каждого дошкольного учреждения имеющегося инвентаря, оборудования. При том предметно-развивающая среда должна соответствовать особенностям детей той или иной группы, быть доступной, эстетичной, а так же способствовать развитию воспитанию и охране здоровья дошкольников [3, c. 87].

Существует множество различных образовательных программ для дошкольных учреждений. Предметно-развивающая среда обязательно должна соответствовать требованиям любой программы, способствовать ее реализации.

Развивающей среды построена на следующих принципах [1, c.21]:

1) насыщенность;

2) трансформируемость;

3) полифункциональность;

4) вариативной;

5) доступность;

6) безопасной.

Рассмотрим данные принципы более подробно.

Насыщенность предполагает соответствие всем требованиям программы, которая используется в дошкольном учреждении, так же соответствие возрастным, половым, индивидуальным особенностям детей.

Образовательное пространство должно быть оснащено различными материалами, как игровыми, так и образовательными. Так же подразумевается и наличие спортивного инвентаря.

Все это должно обеспечивать развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста. Оборудование должно быть красочным, современным, эстетичным и практичным.

Трансформирумость подразумевает возможности изменения предметно-развивающей среды. Это должно зависеть от образовательной ситуации. Например, уголок экспериментирования мог бы трансформироваться в зону речевого развития.

Полифункциональность – наличие разнообразных материалов в развивающей среде.К ним относятся: природные материалы, мягкие модули, ширмы из ткани, маты и др. Все это должно использоваться детьми в играх, при обучении и воспитании.

Вариативность предполагает наличие различных сред для деятельности детей. А так же наличие различного оборудования для свободного выбора ребенка.

Доступность среды – это условия, при которых ребенок может самостоятельно пользоваться теми или иными играми, предметами, зонами.

Это все должно быть доступно для ребенка, как в умственном плане, так и в физическом.

Безопасность среды – это ее соответствие требованиям по надежности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.

Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти, и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности [2, c. 89].

1. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды,а именно:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности;

- достаточное количество для всех воспитанников игр, пособий и др.

- возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;

- обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития)позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность [2, c.142]:

- развивающие игры,

- технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее,

- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно-развивающая средаДО разделена на сектора:

1. Активный сектор, который занимает большую площадь в группе.В него входят центры:

- игры;

- двигательной деятельности;

-конструирования;

- музыки;

- театральной деятельности.

2.Спокойный сектор включает центр:

- книги;

- отдыха;

- природы.

3. Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

Перечисленные части группового помещения имеют условные границы, их изменение возможно в соответствии с задачами образовательного процесса и интересов воспитанников.

ФГОС предполагает, что необходимыми в оборудовании дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей.

По ФГОС:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, быть безопасной и трансформируемой.

3. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Исходя из требований ФГОС, мы можем отметить, что при создании предметно-развивающей среды следует учитывать цели и задачи образовательного и воспитательного процесса ДО, возрастные, личностные и другие особенности и потребности детей дошкольного возраста, а так же делать акцент на дизайн и оформление каждого уголка для НОД и для свободной деятельности детей.

Таким образом, предметно-развивающая среда в образовательном пространстве дошкольного учреждения имеет большое значение как для детей, так для педагогов. Имеются определенные принципы построения предметно-развивающей среды, а так же требования к ее организации.

Именно организация развивающей среды влияет на обучение и воспитание детей.

Поэтому среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствовать эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Список использованной литературы

1. Авраменко О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. — Елец, 2011.

2. Алексеева А. Н., Щербова Н. П. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1990.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб., 2011.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2015.

5. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н. Т. Гринявичене. - М., 2014.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - Спб.: Питер, 2014.

7. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2009. – №6.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования
Опубликовано: 17 января 2021 в 09:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...
Мой сказочный домик
Завтра, 28 февраля, будет День сказочных домиков на МААМ. В одной публикации на сайте автор Сергей Желонкин говорил о том, что существует множество разных...