Получи документы

Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста

Валентина Михайленко
Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста

Решение задач здоровьесбережения, физического развития воспитанников, развития любознательности и активности детей, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать самостоятельную деятельность, овладения детьми способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками к учебной деятельности продиктовано современными требованиями к дошкольному образованию. Цели, ценности и результаты которого обозначены ФГОС ДО и, безусловно, современны и актуальны.

Публикация «Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Самостоятельность, инициатива – качества, которые необходимы ребенку для наполнения собственной деятельности определенным смыслом.

В связи с этим встает вопрос о становлении субъектной позиции ребенка, которая форКак организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него возникла необходимость воспроизводить, выбирать, находить, исследовать, познавать, участвовать в коллективной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками?

В условиях детского сада педагоги давно успешно организуют тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно – исследовательскую деятельность, моделируют проблемные ситуации, практикуют детское экспериментирование. В свете ФГТ интегрированный подход к реализации содержания образовательной программы стал основным.

Предъявление качественно новых требований в соответствии с требованиями ФГОС ДО к обновлению содержания дошкольного образования в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное направление развития, познавательное направление развития, речевое направление развития, художественно – эстетическое направление развития, физическое направление развития) актуализировало значимость принципа интеграции в образовательном процессе.

Организация образовательного процесса при формировании целостного восприятия мира предполагает, что освоение содержания более эффективно на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи наиболее полно обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из вариантов интеграции в дошкольном образовании является метод проектов.

Как показывает практика, метод проектов в наибольшей степени способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и в процессе систематизации информации, а также в практическом применении приобретенных знаний, умений и навыков (в играх, быту).

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:

- развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

- развитие коммуникативных навыков.

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:

развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

развитие коммуникативных навыков.

Это интересно!

Творческие способности.

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения знаний, умений и навыков.

Способность личности – это своеобразная возможность для приобретения знаний и умений.

Способность проявляется только в той деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности.

Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Существует две степени формы способностей: творческая и репродуктивная.

На репродуктивной стадии индивид показывает умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу.

На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в способности к замыслу и его осуществлению, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств.

Творческими способностями называют индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности. Они представляют собой объединение множества качеств.

Американский психолог Д. Гилфорд полагал, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой - либо задачи не сосредотачивают все усилия на установлении единственно верного ответа, а ищут различные решения со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов.

Д. Гилфорд полагал, что художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью, законченностью.

А. Н. Лукин («Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального искусства») выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие не замечают; сворачивание мыследеятельности, при этом трансформируется несколько понятий в одно; восприятие реальности целиком, а не деление ее на части; легкость в нахождении ассоциаций; умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы такими, какие есть на самом деле, легко генерировать идеи; дорабатывать конкретные детали для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в про­цессе своего развития в период дошкольного детства?

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделя­ются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внут­ренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.

Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы: от образности до сим­волизма. Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, совершать зна­ ковые операции и действия: математические, лингвистические, логи­ческие и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.

Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности [https://refdb.ru/look/1309357-p4.html].

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разуме­ется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означа­ет, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.

В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способ­ностей, причин успехов и неудач.

Основные принципы развития творческих способностей детей

дошкольного возраста

Принцип беглости мышления. Предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи (по методу «мозгового штурма»).

Принцип деятельностного подхода во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми.

Принцип сотрудничества и кооперации. Предполагает выполнение проекта коллективно, в паре.

Принцип автономии. Предполагает выполнение проекта индивидуально.

Принцип благоприятного климата. Предполагает создание благоприятной социально - психологической среды, характеризующейся безопасностью и принятием ребенка как безусловной ценности ребенка.

В процессе реализации проектной деятельности выдвигается ряд задач

для каждого возрастного периода

Младший дошкольный возраст :

вхождение детей в проблемную и игровую ситуации (ведущая роль принадлежит педагогу);

активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (по А. И. Ромашиной).

Старший дошкольный возраст :

формирование предпосылок исследовательской деятельности;

формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;

формирование умения применять методы и способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

формирование навыков рефлексии на способы действий для получения

результата;

развитие потребности в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в данном возрасте направлена на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе (по А. И. Ромашиной).

Индивидуализация образовательного процесса посредством

проектной деятельности :

активное отношение ребёнка к окружающему миру;

направление энергии в конструктивное и созидательное русло;

свобода деятельности в образовательной системе, созданной в насыщенной

информационной среде с различными интеграционными механизмами;

любознательность, творческость, инициативность, компетентность,

самостоятельность;

волевые усилия, произвольность поведения и деятельности;

опыт регулирования поведения;

мотивация к развитию и обучению;

индивидуальный стиль деятельности.

Условия детского проектирования

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

1) деятельность детей без принуждения;

2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника (приближена к жизни, адекватная его возрасту.

Вывод: метод проектов является одним из важнейших компонентов в организации образовательного процесса в дошкольном образовании.

Проектирование заставляет взрослого постоянно находиться в пространстве возможностей, что способствует изменению его мировоззрения, не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В процессе создания проекта взрослый позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок (ребенок действует в неопределенной для себя ситуации, так как результат проекта не может быть заранее предопределен). Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество. При этом очень важно соблюсти необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс определяется оптимальным соотношением «ребенок - взрослый» (по Л. Морозовой).

Проектная деятельность дает ребенку возможность найти себя (определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы). Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, планах. В проектной деятельности проявляются способности личности.

В ходе проектной деятельности развиваются детско – родительские отношения.

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется интересным содержанием.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности "Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" Социальный заказ.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Виды театровРоль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Виды театров Для родителей группы я провела консультацию, в которой рассказала о роли театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста,.

Отчет по теме самообразования «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста Патрикеева Юлия Николаевна воспитатель МДОУ "ЦРР Д/с №154" город Магнитогорск. Челябинская область. Роль семьи в развитии познавательно.

Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста» Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Предметом изучения.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли русской» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Смирнова Елена Адольевна Пояснительная записка к методической разработке познавательного проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 13:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД