Лучший педагог года

Роль прогулки в речевом развитии детей

Татьяна Владимирова
Роль прогулки в речевом развитии детей

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Публикация «Роль прогулки в речевом развитии детей» размещена в разделах

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).

Вот и в своей работе я наблюдаю, что у многих детей :

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-Недостаточный словарный запас.

-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Не способность построить монолог.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.

-Плохая дикция.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Я хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей на прогулке.

В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты и эксперименты, труд.

Традиционно материал наблюдений в природе распределяю по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне, обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у тополя большие).

Подбираем с детьми прилагательные: «Весна какая?-теплая, красивая; Дождь какой?- сильный, холодный, моросящий». Глаголы: «Ветер что делает?-дует, завывает». Выделяем характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето).

Летом и осенью рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный.

Рассматривание сезонной одежды людей помогает обогатить и активизировать словарь детей по темам «Одежда» и «Обувь».

Во время прогулки я использую художественное слово Детям нравится слушать стихи русских поэтов о природе. С помощью их пополняется словарный запас красивыми эпитетами, определениями. (Например, «Сельская песенка» А. Плещеев, «Зима» И. Суриков).

На прогулке очень эффективны загадки во время наблюдений, труда в природе. Предметы и явления в них знакомы детям, они видят их часто перед глазами.

Пришли мужички без топоров

Срубили избу без углов (Муравьи).

А про паука:

«Серый маленький Денис

На веревочке повис».

На прогулке загадываю детям загадки о явлениях живой и неживой природы, о растениях, животных, птицах, насекомых. Предлагаю детям загадать загадки, какие они знают. Желающие загадывают, мы угадываем. С детьми пробуем придумывать свои загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Говорю: «Давайте попробуем придумать свои загадки! Вот что я придумала: Длинная, сладкая, оранжевая, гладкая. Попробуйте и вы придумать свою загадку!». У некоторых детей получается. Например: «Круглое, желтое, с лучиками». (Катя З., 5 лет); «Растёт в огороде, зелёный, с пупырышками». (Алина В., 5 лет). Мы создали самодельный альбом со своими загадками. На его страницах дети нарисовали картинки-отгадки. Альбом демонстрировали родителям.

Во время сезонных наблюдений знакомлю с народными приметами, пословицами, песенками и закличками из народного фольклора. Дошкольники с удовольствием повторяют приговорки при наблюдении за природными объектами «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка!», «Божья коровка, лети на небо, там твои детки…».

Ежедневно планирую подвижные игры, в ходе которых также происходит речевое развитие. Без считалки не обходится проведение большинства подвижных игр, они предназначены для расчета играющих. Мои дети знают разные считалки и с удовольствием вызываются посчитать товарищей.

Есть подвижные игры с проговариванием слов в ходе игры. Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи.

Например, игра «Мороз-Красный нос». Водящий говорит: «Я-Мороз-Красный нос, кто из вас не боится в путь-дороженьку пуститься?». Дети отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!». Или игра «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Мышеловка»; хороводные игры «Карусель», «Мы на луг ходили». Подвижные игры развивают коммуникативные качества ребенка.

На прогулках организую сюжетно- ролевые игры. В процессе игры дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь. В сюжетно-ролевой игре дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.

Использую различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе, а также развивать речь. Это предметные игры — игры с листьями, цветами, овощами: «Чудесный мешочек», «Детка, детка, где твоя ветка?» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов.

Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей является игра «Хорошо – плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Например, мы с детьми рассуждаем: дождь-хорошо, поливает растения, плохо-нельзя гулять. Ветер-хорошо, охлаждает в жару, плохо-ломает ветки деревьев.

В игре «Хорошо – плохо» словарь детей обогащается антонимами, синонимами, обобщающими словами, у детей развиваются навыки речи-рассуждения.

Опыты и эксперименты, изучающие свойства снега, воды, песка расширяют кругозор ребенка, а вместе с ним обогащают словарь : Снег белый, мягкий, холодный; лед твердый, прозрачный, гладкий.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, результатов труда.

Конечно, в воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность дошкольного учреждения и семьи. И никакая работа не принесет должных результатов, если не будет помощи родителей. Поэтому, родители наши главные помощники.

Я попросила родителей подготовить с детьми рассказ об интересных событиях в их семье: поездка на природу, в зоопарк и т. д., сделать совместные рисунки или фотографии. В детском саду дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях, демонстрировали рисунки. У нас получился замечательный альбом!

Для родителей я разработала ряд консультаций: «Развиваем речь детей через наблюдения в природе», «Летний отдых с детьми на природе». Разместила в родительском уголке произведения художественной литературы о природе.

На последнем родительском собрании родители поделились опытом и рассказали, как они проводят прогулки дома.

Подводя итоги проводимой работы, я отмечаю, что:

У детей возрос интерес к речевой деятельности на прогулке.

Дети стали более активны и любознательны.

Речь стала образнее и богаче.

Публикации по теме:

«Роль сказки в речевом развитии детей» «Роль сказки в речевом развитии детей» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников»Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» онсультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в развитии двигательной активности детей» ПРОГУЛКА- это один из самых важных режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевые нарушения делятся на несколько видов. - общее недоразвитие речи -фонематическое недоразвитие речи -фонетико-фонематическое недоразвитие.

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Протокол № 3 родительского собрания средней группы МКДОУ «Глушковский д/с №1 «Калинка» Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5.

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Устное народное творчество - это словесное творчество.

Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» «Самым высоким видом искусства самым талантливым, самым гениальным является.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Возможности экологического воспитания в речевом развитии детей Задачи речевого развития в экологическом развитии. Экология - это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль прогулки в речевом развитии детей
Опубликовано: 14 октября 2017 в 15:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД