Роль речевых логических задач в формировании связной речи ребенка

Татьяна Шимко
Роль речевых логических задач в формировании связной речи ребенка

Слайд 2

Согласно ФГОС ДО, формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Речевое развитие имеет тесную связь с умственным развитием: связная речь неотделима от мыслительной деятельности, в ней отражается логика мышления. Овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатлёнными в соответствующих словах. При этом он приобретает не только знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорит «про себя» или вслух, а говорить - значит думать В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребёнка, увеличивается объём усваиваемой информации, закладывается фундамент тех знаний, которые будут осваиваться в будущем, в школе. Тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи.

Основной функцией связной речи является коммуникативная, которая выполняет важнейшие социальные навыки: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Эффективным методом развития связной речи дошкольников является обучение решению речевых логических задач. Занимательная форма речевых логических задач позволяет легко и непринуждённо обучать детей рассуждению и доказательству, а значит делает развитие ненавязчивым, интересным.

Слайд 3

Речевые логические задачи - это рассказы-загадки о природе, о явлениях и предметах окружающей действительности.

Они способствуют развитию у детей лексико-грамматического строя речи, мышления, наблюдательности, поддерживают постоянный интерес к окружающему миру, являются сильным средством активизации умственной и речевой деятельности дошкольников.

Слайд 4

Особое место логическая задача занимает в работе по развитию мышления детей. Решение задач является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы найти ответ на задачу, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Решение логических задач развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Слайд 5

К подбору речевых логических задач предъявляются следующие требования

1. Подбирать речевую логическую задачу с учетом уровня развития детей.

2. "Привязывать" содержание данной задачи к лексической теме

3. Предлагая логическую головоломку, опираться на уже имеющиеся у детей знания и опыт.

Исходным материалом для составления речевых логических задач служат рассказы К. Д. Ушинского, Н. Павловой, И. Соколова-Микитова, П. Скребицкого, В. Бианки, В. Зотова, И. Кобитиной и др. а также личный опыт.

Основанием для использования таких задач послужили следующие факторы:

• Необходимость иметь под рукой большое количество речевых логических задач разной сложности по всем лексическим темам.

• Повышенный интерес детей к решению логических задач.

• Простота их использования в работе с детьми, т. к. не нужно готовить наглядные пособия.

• Возможность средствами речевых задач активизировать познавательные психические процессы.

Слайд 6

Решать речевые логические задачи можно несколькими путями.

1-й путь - путь проб и ошибок. Путем угадывания ответа определить о ком идет речь в задаче.

2-й путь - решение задачи с помощью цепочки вопросов педагога.

Первый путь мало интересен, т. к. идет простой подбор предмета подходящего под описание, этот путь не несет в себе развивающего эффекта.

Второй путь формирует когнитивные процессы (т. е. познавательные процессы, но поиск путей ответа на заготовленный вопрос взрослого не приведет к самостоятельному умению решать задачи.

Чтобы научить детей решать речевые логические задачи, необходимо пройти с ними оба пути и показать, каким должен быть ход мыслей в процессе решения задачи.

Слайд 7

Рассмотрим, как происходит алгоритм решения логических задач на примере задачи "Жалобы зверька".

Необходимо сообщить детям о том, что они будут решать необычную задачу, в которой ничего не надо считать. Далее медленно, выразительно знакомлю детей содержанием задачи.

"Жалобы зверька".

"Нет на свете доли хуже моей! И кто только не точит зубов на меня! Охотники, зверье лесное и хищные птицы: ястреб, сова, даже глупая ворона и та таскает моих милых детушек. Отовсюду грозит мне беда, а защищаться-то нечем: лазить на дерево я не могу, рыть нор не умею, укусить смелости не хватает. Но бегать я - таки мастер и прыгаю недурно". Какой зверь жалуется на свою жизнь?

Детям представляется возможность сразу же ответить на вопрос. Дети начинают отгадывать: цыплята, мышь и т. д. Необходимо дать почувствовать, что подбирать ответ можно бесконечно долго и так и не найти его.

Детям предлагается цепочка вопросов

- Сейчас мы выясним, что известно нам об этом зверьке?

- Кто на него охотится? (На него точат зубы охотники, лесные звери и даже хищные птицы).

- Что умеет делать этот зверек? (Бегает быстро и прыгает).

- А что он не умеет? (Не лазает по деревьям, не роет нор, не кусает других, т. к. труслив).

- Как вы думаете, каких размеров этот зверек, он большой или маленький? (Он не большой, т. к. большого не может утащить хищная птица).

- Скажите кратко, что же мы знаем о зверьке? (Он не большого размера, умеет быстро бегать и прыгать, не роет нор, не лазает по деревьям, труслив, им питаются хищные птицы, звери, за ним охотятся охотники).

- Может это белка? (Нет, т. к. она прыгает по деревьям).

- Это мышка? (Нет, т. к. она роет норы).

- Кто же это? (Заяц). Докажите, что это заяц. (Заяц не роет нор, не лазает по деревьям, ему нечем защищаться от врагов. Он умеет только быстро бегать и прыгать. За зайцем охотятся звери, охотники, хищные птицы).

Слайд 8

Решая логическую задачу учим детей отбрасывать сначала все лишнее и выделять главное, существенное.

Решение одних речевых логических задач упирается на знания полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Ответ на такие задачи, как правило, дети находят посредством наблюдения, или предметных действий.

Чтобы решить более сложные задачи, накапливаем определенный запас знаний о предмете, событии, явлении природы.

При решении трудных задач учим детей не манипулировать ни с предметом, ни с его изображением. Все действие учим прокручивать у себя в голове.

Слайд 9

Использование речевых логических задач в работе с детьми способствует формированию у них - речи - доказательства. Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Как правило к концу учебного года многие дети довольно быстро решают логические задачи, но всё же испытывают трудности в оформлении своего высказывания, т. к. здесь требуется несколько предложений объединить в единое целое.

А помочь можно, используя прием незавершенных предложений:

Это заяц, так как только он.

Это сова, потому что она.

Это волки, так как именно они.

Слайд 10

В процессе работы над развитием связной речи, посредством решения речевых логических задач мною составлен предметно-тематический указатель логических задач по лексическим темам, разработана система включения игровых упражнений как на занятиях, так и вне их, подобран, адоптирован и систематизирован дидактический материал.

Для создания единых образовательных условий развития ребенка-логопата в ДОУ и семье, мною проделана большая работа по включению родителей в образовательный процесс, как полноправных участников. Родителям предложены: игровые упражнения с практическим проведением, сборник речевых логических задач, а также рекомендована литература для самостоятельного подбора заданий и игр с ребенком в сводное время.

Слайд 11

В итоге можно сделать вывод, что регулярное включение речевых логических задач в педагогический процесс приводит к тому, что дети самостоятельно придумывают такие задачи и задают их друг другу, речь становится более последовательной, логичной и связной, дети составляют умозаключения с применением доказательства и выводов. У них формируется умение вычленять существенные признаки предметов подтверждения выдвинутых тезисов на основе причинно-следственных связей. Кроме того, дети умело пользуются различными языковыми средствами для связи смысловых частей, включают элементы рассуждений в другие типы высказываний.

Слайд 12

Таким образом, если проводить целенаправленную работу по обучению решения речевых логических задач; включать систематически логические задачи на занятиях и вне их; способствовать развитию познавательных интересов; стимулировать ребенка к размышлению и поиску решения поставленной задачи; формируер у него чувства уверенности в свои силах, в возможностях своего интеллекта, то при таком подходе к обучению мы со временем получим интеллектуальных детей, умеющих самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их решения, т. е. максимально успешно социализировать детей к окружающему миру.

Прикреплённые файлы:

logicheskie-zadachki_uqjbb.pptx | 400,02 Кб | Скачан: 37
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи ребенка в семье Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством.

Роль мультимедийных презентаций в формировании связной речи у детей с ОВЗ. Совместный проект по формированию связной речи подготовил: Егорова Е. А. учитель – логопед МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. о. Тольятти Реагируя на все изменения социальных условий и.

Роль семьи в развитии речи ребенка Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории,.

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы. Решение логических задач «Поиск девятого» Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы. Решение логических задач «Поиск девятого». Задачи: 1. Развивать логическое мышление.

Опыт работы «Роль сказки в познавательных речевых умений детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет Сообщение на педсовет из опыта работы На тему: «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4-5 лет».

Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства,.

Семья и ее роль в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Роль речевых логических задач в формировании связной речи ребенка
Опубликовано: 13 октября 2016 в 21:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...