Наталья Зинкевич
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Нормы появления звуков в речи детей
К 3-м годам в речи детей должны появиться звуки: А, О, У, И, Э, Ы, Й, М, П, Б, К, Г, Х, Н, Т, Д и их мягкие пары.
Более сложные для произношения звуки ребёнок учится произносить по мере развития артикуляционного аппарата. В норме звуки появляются в речи таким образом:
Возраст Звуки
3-4 года С, З, Ц, Ль
4-5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
5-6 лет Л, Р, Рь
Если звуки не появились вовремя, ребёнок их пропускает, заменяет или искажает — необходима помощь логопеда.
Публикация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
Этапы логопедической работы
1. Подготовительный этап — с помощью артикуляционных упражнений ребёнок учится удерживать органы артикуляции (губы, зубы и язык) в положении, необходимом для постановки звуков, а также вырабатывает воздушную струю нужной силы и направления.
2. Этап постановки звука — при правильной подготовке и отсутствии нарушений, требующих медицинской помощи, является самым коротким этапом.
3. Этап автоматизации звука — самый длительный этап, требующий помощи со стороны окружающих взрослых. Ребёнок постепенно учится использовать новый звук в речи: сначала в слогах в разной позиции, затем в начале и в конце слова, в середине слова между гласными звуками и, наконец, в стечение согласных.
4. Этап дифференциации звуков — требуется только детям с нарушением фонематического слуха.
Кроме постановки звуков логопед занимается
коррекцией слоговой структуры слова, когда ребёнок пропускает, переставляет или добавляет новые звуки или слоги в слова: «типчка» — птичка, «кова» — корова, «кашаладка» — шоколадка и т. п. ;
развитием фонематического слуха, когда ребенку сложно различать на слух близкие по звучанию звуки: «небель» – мебель, «шуска» – сушка;
коррекцией темпа, ритма, интонации;
развитием лексико-грамматической стороны речи (звуковой анализ и синтез, согласование частей речи в роде, числе и падеже, использование предлогов и др.);
развитием связной речи.
Почему занятий только на логопункте недостаточно?
В условиях логопункта ребёнок может заниматься индивидуально с логопедом 2 раза в неделю по 20-25 минут. На дополнительных занятиях в малых группах проводится работа над общим развитием речи.
Для продуктивной работы на всех этапах логопедической работы нужно ежедневно выполнять:
артикуляционную гимнастику;
дыхательную гимнастику;
отработку произношения поставленных звуков на речевом материале, подобранном логопедом;
контролировать произношение поставленного звука в самостоятельной речи ребёнка.
Всё это невозможно реализовать в условиях логопункта без помощи родителей.
Время, необходимое для постановки и введения в речь одного звука у ребёнка с дислалией (лёгкое нарушение звукопроизношения):
- при активной ежедневной помощи родителей — 2-3 месяца;
- при выполнении домашних заданий 1 раз в неделю — 4-6 месяцев;
- без помощи родителей — 8-10 месяцев.
Логопедические домашние задания
Все задания логопеда направлены на развитие разных сторон речи и других высших психических функций, неразрывно связанных с речью: вниманием, памятью, мышлением, восприятием и воображением.
Артикуляционная гимнастика подготавливает артикуляционные мышцы ребёнка, развивает контроль над их движением, который необходим для постановки звуков.
Дыхательная гимнастика формирует сильную, направленную, непрерывную воздушную струю.
Игры с разными звуками: речевыми (звуки речи) и неречевыми (музыкальные инструменты, предметы из разных материалов, звуки животных) — развивают слуховое внимание ребёнка и фонематический слух.
Задания на автоматизацию звука способствуют закреплению нового звука в речи ребенка.
Всевозможные раскраски, обводки, штриховки, копирование геометрических рисунков способствуют развитию мелкой моторики, ориентировке на листе, подготавливают руку к письму.
Как выполнять домашние задания
Одной из главных составляющих продуктивной логопедической работы является положительный настрой ребенка. Поэтому выполнять домашнее задание нужно тогда, когда ребёнок сытый, отдохнувший и в хорошем настроении.
Чтобы капризов и нежелания со стороны ребенка выполнять задания, можно следовать следующим правилам:
определите точное время для выполнения домашнего задания (можно сделать отметку на комнатных часах);
следите, чтобы ребёнок не увлёкся длительной игрой или просмотром длинного мультфильма перед определённым Вами временем;
предупредите ребёнка за 10 минут, что скоро подойдёт время выполнения домашнего задания и ему нужно заканчивать игру;
убедитесь, что ребёнок Вас услышал;
во время выполнения задания не ругайте ребенка;
будьте готовы к тому, что ребёнок может ошибаться, это нормально;
исправляйте ребёнка мягко;
позвольте ребёнку работать в комфортном для него темпе. Если ребёнок долго думает над заданием, не торопите его;
не выполняйте задание за ребёнка, этим Вы не только не дадите ему возможность научиться, но поспособствуете снижению его самооценки.