Лучший педагог года

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Наталья Зинкевич
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Нормы появления звуков в речи детей

К 3-м годам в речи детей должны появиться звуки: А, О, У, И, Э, Ы, Й, М, П, Б, К, Г, Х, Н, Т, Д и их мягкие пары.

Более сложные для произношения звуки ребёнок учится произносить по мере развития артикуляционного аппарата. В норме звуки появляются в речи таким образом:

Возраст Звуки

3-4 года С, З, Ц, Ль

4-5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет Л, Р, Рь

Если звуки не появились вовремя, ребёнок их пропускает, заменяет или искажает — необходима помощь логопеда.

Публикация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Этапы логопедической работы

1. Подготовительный этап — с помощью артикуляционных упражнений ребёнок учится удерживать органы артикуляции (губы, зубы и язык) в положении, необходимом для постановки звуков, а также вырабатывает воздушную струю нужной силы и направления.

2. Этап постановки звука — при правильной подготовке и отсутствии нарушений, требующих медицинской помощи, является самым коротким этапом.

3. Этап автоматизации звука — самый длительный этап, требующий помощи со стороны окружающих взрослых. Ребёнок постепенно учится использовать новый звук в речи: сначала в слогах в разной позиции, затем в начале и в конце слова, в середине слова между гласными звуками и, наконец, в стечение согласных.

4. Этап дифференциации звуков — требуется только детям с нарушением фонематического слуха.

Кроме постановки звуков логопед занимается

коррекцией слоговой структуры слова, когда ребёнок пропускает, переставляет или добавляет новые звуки или слоги в слова: «типчка» — птичка, «кова» — корова, «кашаладка» — шоколадка и т. п. ;

развитием фонематического слуха, когда ребенку сложно различать на слух близкие по звучанию звуки: «небель» – мебель, «шуска» – сушка;

коррекцией темпа, ритма, интонации;

развитием лексико-грамматической стороны речи (звуковой анализ и синтез, согласование частей речи в роде, числе и падеже, использование предлогов и др.);

развитием связной речи.

Почему занятий только на логопункте недостаточно?

В условиях логопункта ребёнок может заниматься индивидуально с логопедом 2 раза в неделю по 20-25 минут. На дополнительных занятиях в малых группах проводится работа над общим развитием речи.

Для продуктивной работы на всех этапах логопедической работы нужно ежедневно выполнять:

артикуляционную гимнастику;

дыхательную гимнастику;

отработку произношения поставленных звуков на речевом материале, подобранном логопедом;

контролировать произношение поставленного звука в самостоятельной речи ребёнка.

Всё это невозможно реализовать в условиях логопункта без помощи родителей.

Время, необходимое для постановки и введения в речь одного звука у ребёнка с дислалией (лёгкое нарушение звукопроизношения):

- при активной ежедневной помощи родителей — 2-3 месяца;

- при выполнении домашних заданий 1 раз в неделю — 4-6 месяцев;

- без помощи родителей — 8-10 месяцев.

Логопедические домашние задания

Все задания логопеда направлены на развитие разных сторон речи и других высших психических функций, неразрывно связанных с речью: вниманием, памятью, мышлением, восприятием и воображением.

Артикуляционная гимнастика подготавливает артикуляционные мышцы ребёнка, развивает контроль над их движением, который необходим для постановки звуков.

Дыхательная гимнастика формирует сильную, направленную, непрерывную воздушную струю.

Игры с разными звуками: речевыми (звуки речи) и неречевыми (музыкальные инструменты, предметы из разных материалов, звуки животных) — развивают слуховое внимание ребёнка и фонематический слух.

Задания на автоматизацию звука способствуют закреплению нового звука в речи ребенка.

Всевозможные раскраски, обводки, штриховки, копирование геометрических рисунков способствуют развитию мелкой моторики, ориентировке на листе, подготавливают руку к письму.

Как выполнять домашние задания

Одной из главных составляющих продуктивной логопедической работы является положительный настрой ребенка. Поэтому выполнять домашнее задание нужно тогда, когда ребёнок сытый, отдохнувший и в хорошем настроении.

Чтобы капризов и нежелания со стороны ребенка выполнять задания, можно следовать следующим правилам:

определите точное время для выполнения домашнего задания (можно сделать отметку на комнатных часах);

следите, чтобы ребёнок не увлёкся длительной игрой или просмотром длинного мультфильма перед определённым Вами временем;

предупредите ребёнка за 10 минут, что скоро подойдёт время выполнения домашнего задания и ему нужно заканчивать игру;

убедитесь, что ребёнок Вас услышал;

во время выполнения задания не ругайте ребенка;

будьте готовы к тому, что ребёнок может ошибаться, это нормально;

исправляйте ребёнка мягко;

позвольте ребёнку работать в комфортном для него темпе. Если ребёнок долго думает над заданием, не торопите его;

не выполняйте задание за ребёнка, этим Вы не только не дадите ему возможность научиться, но поспособствуете снижению его самооценки.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 18 июня 2025 в 05:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зинкевич (УИ 2353489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных