Анастасия Клопот
Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников, имеющих диагноз общее недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание ребенка — это «развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.».
Важность сенсорного воспитания в дошкольном возрасте невозможно переоценить. Именно в этом возрасте совершенствуются функции органов чувств, формируются знания об окружающем мире.
Публикация «Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников, имеющих диагноз общее недоразвитие речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Подготовка ребенка к школе зависит от уровня его сенсорного воспитания, качества усвоения сенсорных эталонов, умения применять свои знания на практике. Исследования, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьевой, А. П. Усовой, В. Н. Аванесовой, показывают, что у детей с недостаточной точностью и гибкостью восприятия возникают трудности, в ходе начального обучения, особенно в первом классе. В итоге возникают преломления в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках труда. Иногда бывают случаи, когда ребенок не может повторить образцы движений на занятиях «физической культурой».
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, отличается от сенсорного воспитания детей нормально развивающихся. У них зрение и слух развиты нормально, однако процесс восприятия не значительно затруднен - снижен его темп, уменьшен объем, недостаточно точное восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, из-за чего снижается скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на обследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д., а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного воспитания и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
При обследовании зрительного восприятия можно сделать вывод о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
Общее недоразвитие речи – это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы».
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.
Дети с I уровнем речевого развития отличаются значительной ограниченностью активного словарного запаса, недостаточно дифференцированными представлениями об окружающей жизни. Тем самым дети не ориентируются в пространстве (путают лево-право, вверх-вниз, вперед-назад); путаются во времени (не могут определить время года, время суток). Дети с первым уровнем речевого развития не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами.
Дети со II уровнем речевого развития ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Они также, как и дети с первым уровнем речевого развития, не ориентируются в определении величины, пространства.
Дети с III уровнем речевого развития характеризуются наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей, вносящих соответствующие пояснения свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с', еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги, ш («сюба» вместо шуба, ц («сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, верно употребляют простые грамматические формы, пробуют образовывать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Повышается уровень произносительных способностей ребенка (можно определить верно и неверно произносимые звуки, степень их нарушения, использование слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, свойств и состояний, отлично знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и друзьях, событиях окружающего мира, составить небольшой рассказ.
Однако тщательное исследование состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если определить таких детей в условия, когда необходимо применять те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают довольно четко.
Желая использовать развернутую фразовую речь, дети испытывают огромные трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются оплошности при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» – Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, часто верно именуя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. Невзирая на значимый численный рост словарного запаса, особое исследование лексических значений позволяет обнаружить ряд специфичных недостатков : совершенное неведение значений слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др., неточное понимание, использование ряда слов (подшивать – зашивать – кроить).
Как отмечала в своих исследованиях Е. И. Удальцова: «несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов : полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др., неточное понимание, употребление ряда слов (подшивать – зашивать – кроить)».
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» – платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» – кисель; «стекляшкин», «стекловый» – стакан и т. п.).
Таким образом, Е. А. Янушко делает вывод о том, что «дети с третьим уровнем речевого развития называют не только предметы, но и определяют их свойства: цвет, форму, величину. Но не затрудняются они в назывании действий, признаков, качеств и состояний, только хорошо знакомых им из жизненного опыта. Здесь также возникают трудности в определении пространства, времени» .
Итак, исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы:
Сенсорное воспитание – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов. Исследователи выделяют три периода сенсорного воспитания детей : первый – младенчество; второй – раннее детство; третий – дошкольный возраст.
В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается фонематический слух – различение речевых звуков, а также различение восприятия начертания букв.
Дети с первым уровнем речевого развития не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами. Дети со вторым уровнем речевого развития ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства – величину, форму, цвет; также не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в определении пространства, времени. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному воспитанию ребенка.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное воспитание ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному воспитанию ребенка.