Папки-передвижки

Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Нина Петровна Горбунова
Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 города Котово Волгоградской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области

Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Секция №1 Инновационные формы обеспечения личностных результатов в условиях преемственности ступеней образования и интеграции различных видов образовательных организаций.

Горбунова Нина Петровна.

г. Котово 2016

Оглавление.

Публикация «Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Введение…3

Основное содержание….4

Заключение….6

Список литературы…6

Введение.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

ключами…»

В. А. Сухомлинский.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача: развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя – можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов. [4]

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не сразу сам по себе приобретает навыки и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. [1]

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Основное содержание.

Для решения проблемы межличностного общения детей, я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка.

Исходя из актуальности была, поставлена цель:

- создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития у детей среднего дошкольного возраста через сказку.

Для достижения цели определены, следующие задачи:

- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, формировать умение давать оценку поведению своему и других;

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Свою работу я начала строить с систематического подхода. Первым этапом было обогащение предметно – развивающей среды, способствующей возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организовала уголок для театрализованных игр и представлений. В нем собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). С помощью родителей приобрели атрибут старины «Бабушкин сундучок», где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм для ряженья.

В литературном уголке хранится детская художественная литература, ее нам помогли пополнить наши родители, они принесли из своих домашних библиотек красочные книжки-раскладушки. Дети могут самостоятельно взять книгу и рассмотреть иллюстрации сказок, которые им знакомы с детства. В русских народных сказках рассматриваются нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя.

Чтобы привить у ребенка любовь к русским народным сказкам, используем более интересную для ребенка форму работы, как драматизация, она является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. [3]

Во всей нашей работе, большими помощниками являются родители. Их участие важно в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Я информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. В уголке для родителей помещала советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Рисуем сказку» и др.

Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Совместно с родителями пополнила библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, осуществили проект «Книжка своими руками».

В результате проделанной работы:

- Дети научились понимать смысл сказок.

- Отличать добро от зла, такие нравственные категории, как хорошо или плохо, можно или нельзя.

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Заключение.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их ещё не захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. [2]

Список литературы.

1. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. – М., 1984

2. Мир глазами детей. А. Бунятова. 2005 г.

3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.

4. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». //Д/в №1 - 1989 г.

Публикации по теме:

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Педсовет «Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников» «Организация работы ДОУ по формированию у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа через знакомство с народно-декоративным.

Проект: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание» Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие.

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность: январь-май Участники проекта: дети младшей группы, родители,.

Рассуждение «Воспитатель — транслятор духовно-нравственных ценностей» «Воспитатель – транслятор духовно-нравственных ценностей» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Роль педагога в формировании нравственных ценностей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду…Постепенно.

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 Сотрудничество детского сада и семьи в формировании.

Творческий проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» .

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 апреля 2017 в 08:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Петровна Горбунова (УИ 350417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД