Роль сказок в развитии личности детей дошкольного возраста

Анна Муравьёва
Роль сказок в развитии личности детей дошкольного возраста

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"

В. А. Сухомлинский

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Сказка – один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Особенность их в устном повествовании с фантастическим вымыслом. Здесь не только поэтический вымысел или игра фантазий через содержание, язык, сюжеты и образы в сказке отражаются основные культурные ценности народа ее создавшего.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые в свою очередь тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал Л. С. Выгодский, отмечая, что с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Фантастический, загадочный мир сказки влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя.

Почему воспитывать детей через сказку просто?

Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

Рекомендую творческие методы работы со сказкой:

-коллаж из сказок

Дети придумывают сюжет новой сказки, в которой, например, лиса из сказки «Колобок» выгнала бедного зайца их дома, а герои сказки «Лиса и заяц» дали ей урок на всю жизнь.

-сказка продолжается

Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло.

-эксперименты в сказках

Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание.

-сказка по-новому

Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

-семейная сказка

Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

-сказки презентации

Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.

-перевирание сказок

Очень интересный и увлекательный метод. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером – удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов. А также восхищаться находчивостью и памятливостью своих детей.

-опыты в сказках

При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование.

-объединить две сказки в одну с новым сюжетом

Это нелегкая работа. Нужно логично ввести новых героев в сюжет первой сказки и придумать новое содержание.

-изменение ситуации в знакомой сказке

Рассказывая знакомую сказку детям, мы доверительно договариваемся, что в ней изменить. Путем рассуждений, путем проб и ошибок учим детей самостоятельно изменять ситуации в сказках.

-спасательные ситуации в сказках

Этот метод служит для конструирования всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

-моделирование сказок

Это предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуются взрослым «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий произведения. Полезно с помощью геометрических фигур шифровать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.

-Волшебная палочка

Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Давайте же чаще предлагать нашим детям задания, где нет однозначно правильного ответа, где каждый может раскрыть свое творческое лицо!

Сказка является действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольника. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка неотделима от красоты и способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Таким образом сказка – открывает перед дошкольником новые горизонты и способствует его развитию и воспитанию, как личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Роль сказок в развитии личности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 08:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчёт о занятии по рисованию в средней группе «Моё село»
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ села. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении села....
Конспект занятия по математике «Части суток. Слева, справа, наверху. Большой,...
Программные задачи:Закрепить знания о частях суток, называть их последовательность. Учить различать равенство по количеству предметов, выражая в...
Конспект занятия «Как помочь зимующим птицам» по речевому развитию в средней группе
Конспект «Как помочь зимующим птицам » по речевому развитию в средней группе. Тема: «Как помочь зимующим птицам» Цель: Учить детей помогать зимующим...