ольга сударикова
Роль сказок в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – начало знакомства ребенка с окружающим миром. Они развивают творческое мышление. Чтение сказок важный момент в воспитании. Благодаря сказкам ребенок получает информацию о добре, зле, правде, лжи, дружбе и предательстве. После прочтения сказок важно с ребенком проанализировать прочитанное. Сказка – уникальная форма хранения и индивидуализированной передачи от человека к человеку чистой, жизненно важной информации. В ней в виде образов, метафор зашифрованы сюжеты, послания.
Публикация «Роль сказок в воспитании детей» размещена в разделах
Слушание сказки является наилучшим методом, влияющим на развитие ребенка. Воспитание сказкой - метод развития критического мышления, самосознания, развивающий способность думать, позволяющий не наказывать ребенка, а воспитывать словом. Сказки помогают преодолевать эгоизм, эгоцентризм. Учится принимать и понимать помощь. Учит помогать тем, кто нуждается, ценить труд свой и чужой, проявлять свои лучшие качества. Даже в первых сказках «Колобок», «Курочка Ряба» формируется ценность жизни и торжество добра над злом.
Сказки бывают : Художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.
Художественные сказки делятся на два вида : авторские и народные.
Авторские - сказки Шарля Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм.
Народные сказки не имеют авторства. В них много житейского смысла. Например, «Лиса и журавель», «Кривая уточка», «Морозко».
Дидактические сказки – это сказки, в которых есть учебные задания, и которые помогают освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся : сказка «Волк и семеро козлят» - учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой» - помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» - убеждает ребенка умываться.
Психокоррекционные сказки читаются для тех, кто много хвастается. Эти сказки отвечают на вопросы что и как сделать. Рассказывая эти сказки мы предлагаем заместить неэффективный метод поведения на более продуктивный.
Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.
Психотерапевтические сказки нам нужны для поддержки. Эти сказки врачуют душу. Помогают ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывают сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учится решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говорится о дружбе, любви, преодолении страхов. Например, сказка «Гадкий утенок» - помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» - учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.
Медитативные сказки это самые светлые, самые добрые сказки. Они напитываются любовью и очень гармоничны. Примером таких медитативных сказок являются колыбельные. Успокаивают ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности.
Приёмы в сказкотерапии.
Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий, совершённых героем и провести оценку ситуации.
Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.
Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки.
Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.
Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.
Например при доверчивости, жадности, неуступчивости, невежливости, лени, несобранности подойдут к прочтению сказки : «Жихарка», «Про зайца и лису», «Красная шапочка» и др. Рассказы Осеевой В. : «Сторож», «До первого дождя». Сказка В. Сутеева «Медвежонок невежа», «Непослушные малыши» Н. Сладков. «Морозко», «Три лентяя», «Вовка в тридевятом царстве»
Сказка преподает уроки нравственности, порядочности, но делает это не путем нравоучений и наставлений, а показывая жизненный опыт героев сказки, последствия плохих поступков.
Сказка развивает умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мышление, внимание, память, воображение, эстетические чувства, чувство юмора.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский.