Любовь Амельчакова
Роль совместного труда в семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.
Публикация «Роль совместного труда в семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Основная задача трудового воспитания в дошкольном возрасте – формирование положительного отношения к труду.
1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование, а также бережное отношение к его результатам;
2. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки.
Эти задачи решаются через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
В наше время стоит большая проблема перед воспитателями и родителями как прививать трудовое воспитание у дошкольников. Основные вопросы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста в семье. Это своеобразие детского труда, определяемое возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, и специфика воздействия родителей на детей, основывающаяся на эмоциональном характере отношений, сложившихся в семье, и виды и содержание детского труда дома, и методы формирования трудолюбия.
Педагоги иногда испытывают трудности в общении с родителями, которые зачастую стремятся оградить своего ребёнка от трудовых усилий и домашних забот. Известно, что на организацию трудовой деятельности ребёнка в семье влияют ценностные ориентации его родителей, их нравственная позиция, а также структура семьи. Т. А. Маркова рассматривает особенности трудового воспитания в разных семьях (однодетной и многодетной, полной и неполной, ориентируя воспитателей на необходимость индивидуального подхода к семьям различного типа, в связи с чем провести квалификацию типов семей по уровню условий, необходимых для осуществления полноценного трудового воспитания ребёнка компетентности родителей в этом вопросе. Использование педагогами этой квалификации позволит им в своих контактах с родителями воспитанников максимально учитывать интересы и уровень педагогической грамотности родителей в сфере приобщения ребёнка к домашнему труду, что, несомненно, повысит влияние педагога на взрослых членов семьи.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что трудовое воспитание есть гармония трё х начал: надо, трудно, прекрасно.
Сложный путь, приводящий ребёнка к осознанной привычке трудиться, лежит через ощущение им радости от труда. Именно радость как проявление положительной эмоциональной реакции на труд вызывает желание снова взяться за дело. Особенно это важно в дошкольном возрасте, так, как в этот период жизни эмоциональный компонент более значим, что важно учитывать в выборе методов и приёмов организации трудовой деятельности в семье.
Зная практику семейного воспитания детей, мы предупреждаем родителей об одной из самых распространё нных среди них ошибок: применения методов принуждения способно превратить детский труд в тягостную унизительную повинность. Поэтому предлагаем разнообразные методы руководства трудом дошкольника в семье, основанные на сотрудничестве взрослого и ребёнка.
Мы обращаем внимание на такую важную проблему, как бескорыстие детского труда. Конечно, поощрение или даже награда являются для дошкольника реальным стимулом для выполнения трудовых поручений и обязанностей, призываем родителей к гибкости и разумному подходу к мотивировкам труда, особенно по мере взросления ребёнка, что должно помочь ему испытывать радость и удовлетворение от самого труда, а не вознаграждения за него. Родители, также должны научить переключать ребёнка от труда по указанию взрослого к труду по собственному побуждению.
Важен не только личный пример родителей, но и семейный микроклимат. Вся домашняя обстановка в целом. Действительно, в благоприятной атмосфере ребёнок успешнее постигает правило «стыдно не спешить на помощь тому, кто занят делом». Ценными являются советы родителям ставить ребёнка в роль нужного, необходимого взрослым помощника, без которого в данный момент не обойтись. Тогда ребёнок ощущает себя не пассивным помощникам, а равноправным участником трудовой деятельности.
В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.) Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.
Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.
В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
Организуя трудовую деятельность, мы обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируем жизненно необходимые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность. Мы стараемся так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
Мы учитываем основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
подчеркиваем общественную значимость труда;
- следим за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
- строго соблюдаем нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяем самостоятельность детей;
-создаём условия для доброжелательного отношения ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляем внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.
В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка : умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение.
Для решения программных задач по трудовому воспитанию мы используем разные формы методической работы:
- консультации,
- конкурсы,
- смотры,
- открытые просмотры,
- обобщение педагогического опыта.
В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей :
Смотры:
- уголков природы;
- самостоятельной деятельности;
- занятий ручного труда
Педагоги нашего детского сада, обобщая опыт работы, проводят консультации,
где освещают вопросы по организации самостоятельной двигательной
активности, по организации развивающего пространства, приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о значении ручного труда для формирования личности ребенка и развитию мелкой моторики, о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована в соответствии с требованиями программы.
Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:
- комфорта и эмоциональное благополучие ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);
- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки).
Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:
- художественный;
- конструктивно-строительный;
- природы;
- ручного труда.
Нами в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- материал для развития мелкой моторики рук;
- различные конструкторы.
На нашей игровой площадке стараемся создавать оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей мы уделяем взаимодействию с родителями.
Мы обмениваемся с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности (лопаты, палочки для рыхления почвы, совместных творческих выставок детей и родителей, (поделки из природного материала, аппликация; «Руки папы, руки мамы и мои ручонки») фотовыставок («Не мешайте мне трудиться!», «Наш отдых».
Однако для создания оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено :
1) продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовому воспитанию;
3) обобщить и представить педагогический опыт (консультации, публикации по обмену опытом в трудовом воспитании детей).
Литература
Воспитание дошкольника в труде/ В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983 с. 84-124
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др. ; Под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987
Журнал «Управление ДОУ», №3-2007
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. М., 2002.
Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»,
М. Просвещение, 1987 г.