Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников

Наталья Гришина
Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе является организация воспитательно-образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит познавательная и речевая активность. Поэтому так важно, чтобы воспитанник в детском саду овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы ещё активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, анализировать.

Педагогический коллектив нашего детского сада уделяет особое внимание развитию речи детей. Мы считаем, что развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, так как она сопровождает и совершенствует её. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникла необходимость в поиске и применении современных образовательных технологий, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие детей и стимулируют их речевую активность.

Одной из таких технологий по познавательно-речевому развитию дошкольников является создание «Лэпбуков».

Это самодельная книга в виде картонной папки для самостоятельного и группового обучения, отличительной особенностью которой, является наличие разнообразных кармашков в виде окошек, дверок, книжек-гармошек, сундучков, конвертиков и т. д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Дети очень любят наполнять эти кармашки познавательной информацией, различными развивайками, загадками, яркими картинками, схемами, ребусами и рисунками. Эти маленькие секретики притягивают внимание ребят, как магнит. Содержимое кармашков можно доставать, перекладывать, рассматривать, играть с ним, делиться с другими ребятами интересными сведениями и фактами.

Лэпбук – это завершающий шаг работы, которую дошкольники вместе с взрослыми сделали в ходе изучения материалов по безопасности, временам года, русским народным сказкам, праздникам.

Первую папку мы попробовали создать с детьми осенью 2016 года. Начали собирать материал в сентябре и к концу ноября ребята очень много знали об этом времени года, с удовольствием играли с волшебной папкой, содержание которой каждый раз немного изменяли и дополняли. Лэпбук-Осень помог детям быстро и эффективно усвоить информацию в занимательной игровой форме.

Так как этот год объявлен годом Экологии, педагоги с воспитанниками работали над этой темой в разных видах деятельности и решили сделать Лэпбук-Экология. В одну папку они собрали экологические знаки, картинки животных наших лесов, занимательные ребусы и загадки по данной теме. Теперь ребята знают, что красавица бабочка сначала была гусеницей и коконом, лягушка – икринкой и головастиком, а большой драчун-петух – яйцом и цыпленком.

Часто при работе с тематическими папками используется мультимедийное оборудование. Это дополнительная наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение логично, с использованием видеофрагментов, презентаций, фотоальбомов, смоделировать различные ситуации и логические задачи, что способствует повышению интереса у дошкольников к изучаемому материалу.

Мы отметили, что при работе с Лэпбуками у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, к тому же, рассматривание папки позволяет быстро воспроизвести в памяти изученные темы.

В процессе изготовления пособия дошкольник становится не только творцом своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития звуковой культуры речи (фонетики, лексики, грамматики, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовки к обучению в школе.

К созданию Лэпбука мы привлекаем и родителей. Сбор и накопление материала для папки является одной из активных форм работы, позволяющая вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Это возможность полезно и увлекательно провести время со своим малышом, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни дошкольного учреждения.

В условиях нашего малокомплектного детского сады мы используем еще одну интересную технологию в развитии познавательно-речевой активности дошкольников. Это песочная терапия или пескотехнология, цель которой – не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду и психологу, но и воспитателю, начиная с трех лет. Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать познавательные задачи, задачи диагностики и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Для таких занятий у нас создана развивающая предметно-пространственная среда и есть весь необходимый материал и оборудование.

С 2014 года на средства из областного бюджета для пополнения развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС мы приобрели трековый конструктор, конструктор с подвижными элементами, наборы для формирования фигур и логической головоломки, планшеты для рисования водой и с заданиями для самопроверки, а также световой модуль для рисования песком.

Данный материал повышает внимание детей, создает комфортную игровую ситуацию, обеспечивает познавательную деятельность и способствует активному речевому развитию.

Наши воспитанники с большим удовольствием рисуют на песке, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты сказок, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия речью.

Младшим дошкольникам очень нравится пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле – все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка, на ловкость рук и пальчиков, а это в свою очередь отразится и на речи ребенка. Малыши пока создают простейшие рисунки, рисуя пальцами по равномерно насыпанному слою. При этом, чтобы изменить или поправить рисунок им не нужен ни ластик, ни новый лист бумаги, достаточно просто провести пальчиком по песку. Старшие ребята создают рисунки, используя технику насыпания для получения картины. Вместе с песком мы используем и такие сыпучие материалы, как соль, манка, рис, молотый кофе.

Для занятий со старшими дошкольниками мы сделали карточки с изображением графических символов. Дети несколько секунд смотрят на рисунок, после чего карточка убирается, и они пытаются точно воспроизвести увиденное двумя руками.

Количество игр с кинетическим песком практически безгранично, так как дети сами их придумывают.

Опыт работы показал, что использование песочной технологии позволяет:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать сенсорное развитие;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);

- разнообразить способы сотрудничества.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через данную деятельность легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, трудовых и навыков сотрудничества. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством (заземлять) негативную энергию, что особенно актуально в работе с активными детьми.

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию пескотерапии и Лэпбука. С нашей точки зрения – это очень эффективные технологии развития познавательной и речевой сферы детей дошкольного возраста, что также видно из показателей мониторинга на начало и конец учебного года, где прослеживается положительная динамика.

60% детей хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, выделяют звуки в словах, проявляют любознательность, наблюдают и экспериментируют. К тому же повысилось качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. В настоящее время работа с данными технологиями продолжается, в перспективе разработка конспектов организованной образовательной деятельности и тематических папок.

И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!

Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников

Прикреплённые файлы:

prezentacija_2rakf.pptx | 13649,67 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников" Речевое общение – одна из главных.

Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников Аннотация: данный материал освещает вопрос применения творческих заданий Елены Ульевой «Времена года» в образовательной деятельности дошкольного.

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников
Опубликовано: 13 января 2019 в 02:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...