Лучший педагог года

Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога

Ганушкевич Татьяна
Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога

Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые три года на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя дошкольной образовательной организации.

Публикация «Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога» размещена в разделах

Перед старшим воспитателем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям : периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам; каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

-определить тему, конкретизировать цели и задачи;

-распланировать работу по самообразованию;

-грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями детей, участие в семинарах практических, подготовки презентаций);

- подвести основные итоги, провести анализ качественных и количественных показателей проведённой работы.

При выстраивании системы методической работы необходимо организовать ее в трех плоскостях (К. Ю. Белая) :

- по отношению к конкретному педагогу, где главная задача - формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя;

- к педагогическому коллективу детского сада: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников;

- к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада.

Планируя методическую работу с педагогами, по организации самообразования, старший воспитатель учитывает категорию педагогов, нуждающихся в самообразовании :

- вновь пришедшие в ДОО педагоги;

- педагоги, которые были переведены на новые должности, молодые специалисты;

- педагоги, которые участвуют в инновационной деятельности;

- педагоги, у которых имеются замечания по итоговой аттестации и итогам текущей оценки.

Так, для педагогов, которые вновь пришли в ДОО, оказывается методическая помощь в выборе темы самообразования, подборе необходимой научно-методической и методической литературы, составлении плана по самообразованию. С опытными педагогами, проводятся индивидуальные консультации по темам самообразования, им оказывается помощь при выборе форм отчета по самообразованию. Это могут быть: мастер-классы, открытые мероприятия с детьми, выступления на педагогических советах и семинарах. С группой педагогов, эффективно реализующих свою потребность в саморазвитии, проводится подготовка квалификационных работ на первую и высшую категории, собеседование по теме самообразования, распространение и обобщение педагогического опыта в форме разработок модифицированных программ и публикаций.

Важно отметить, что система методических мероприятий должна быть подчинена важной цели – это к стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Для этого объединяют нескольких педагогов в работе над темой, которая близка к содержанию годовой задачи ДОО. Если детский сад готовится к экспериментальной или инновационной работе, то вопросы самообразования включают в тематику экспериментальной деятельности.

После определения темы самообразования, её проблемы, каждый воспитатель составляет план работы. В нем педагог указывает проблему, тему, определяет этапы, содержание работы на каждом этапе, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов варьируют в зависимости от того, насколько сложна тема и ее освещенность в практики и теории дошкольного воспитания, а также опыта самого воспитателя. Педагог сам определяет сроки реализации плана, но, в основном, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию воспитателей ДОО.

Результативность этапов работы по самообразованию :

1 этап – организационно-ознакомительный.

Этот этап включает в себя детальное изучение ситуации по проблеме, которая выбрана и соответствующей научно-методической литературы, определяется тема самообразования, составляется план работы, происходит подготовка практического материала.

Формы представления результатов работы: доклады, консультации, перспективные планы, наглядно-иллюстративный материал, программы, конспекты занятий.

2 этап – основной.

На этом этапе предполагается внедрение в работу подготовленного материала.

Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный.

На заключительном этапе предполагается проведение диагностики, чтобы отследить результаты работы, самоанализ педагогической деятельности.

При завершении каждого из этапов проводится рефлексия (самоанализ).

В методическом кабинете в помощь воспитателям в их самообразовательной деятельности формируется банк материалов:

- списки литературы, рекомендованной педагогам для самостоятельного изучения; материалы педагогического опыта (портфолио педагога);

- планы работы по самообразованию педагогов;

- отчеты по самообразованию;

- доклады педагогов;

- образцы конспектов литературных источников;

- новинки психолого-педагогической литературы.

И. В. Зотова отмечает, что самообразование является первой ступенью к совершенствованию своего профессионального мастерства. Для этого в методическом кабинете создаются все нужные условия: постоянно пополняется и обновляется библиотечный фонд методической и справочной литературой. Методические журналы не просто изучаются, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль старшего воспитателя в процессе самообразования педагога
Опубликовано: 16 октября 2020 в 11:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД