МААМ-картинки

«Роль театральной деятельности в работе с детьми». Консультация для воспитателей

Людмила Бочкаева
«Роль театральной деятельности в работе с детьми». Консультация для воспитателей

Бочкаева Людмила Николаевна

ГБОУ лицей с. Хрящёвка СПДС «Сказка», старший воспитатель

Роль театральной деятельности в работе с детьми

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Публикация «„Роль театральной деятельности в работе с детьми“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Драматизация может проявляться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию сказок, как инсценировка готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, т. е. театральная постановка сказки.

В старшей группе при работе с детьми над драматизацией сказок основной задачей становится развитие у каждого ребенка интонационной и мимической выразительности. В подготовительной группе углубляется работа по использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов.

При разучивании текста с детьми особое внимание необходимо уделить развитию речевого дыхания, обучению правильного использования возможностей своего голосового аппарата (высота, сила, тембр голоса); формированию у детей хорошей дикции, темпу и ритму речи; а также осуществлять контроль над соблюдением норм литературного произношения; вести работу над интонационной выразительностью речи детей.

Большую роль в этой работе играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем развивающая предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитываем:

1. Индивидуальные социально-психологические особенности детей. В связи с этим в наших группах была оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю.

2. Особенности его эмоционально-личностного развития. В группеах спроектированы своеобразные зоны приватности — специальные места, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшения и др., которое он может использовать в театральной деятельности.

3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности. В театральной зоне существуют разные виды кукольного театра : пальчиковый, би-ба-бо, ростовой, теневой, и др., детские рисунки. Это создает условия для общения педагога с каждым ребенком.

4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, это все основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклю.

5. Возрастные и полоролевые особенности, в зоне для театрализованной деятельности размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек, соответственно возрасту.

В ходе работы по обучению детей средствам речевой выразительности мы использовали следующие упражнения: «Произнести с разной интонацией самые различные слова», «Измени смысл фразы путем перестановки ударения», «Передай настроение героя», «Карточки пиктограммы», дискуссии по рассказам из личного опыта. При разыгрывании сценок и маленьких спектаклей особое внимание обращали на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности. Большую пользу оказывали ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности.

При драматизации сказки возникала необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа (речевая и интонационная выразительность, пантомима, жест, поза, походка, мимика и др.). Мы использовали дидактические игры: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Кому весело, кому грустно» и др. После этого мы предлагали детям этюды на общение двух из основных персонажей сказки, что давало возможность импровизировать. Ребенок был свободен в выборе движений, мимики и жестов.

Работа по театрализованной деятельности показала, что накопление эмоционально чувственного опыта у детей требует участия родителей.

Активизации их интереса способствовали тематические вечера с родителями: «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные вечера», «На театральных подмостках». Эта работа способствовала интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, с уверенностью говорим, что театральное искусство интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации детей, имеющих нарушение речи, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на литературном языке у детей лучше развивается речь, мышление, что так необходимо детям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М. : Творческий центр сфера, 2003. – 128 с.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. – 146 с.

3. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград, 2007. – 170 с.

4. Доронова, Т. Н. Играем в театр / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2005. – 84 с.

5. Козюренко, Ю. Музыкальное оформление спектакля / Ю. Козюренко. – М., 1979. – 102 с.

6. Кузнецова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров / Л. Кузнцова // Дошкольное воспитание. – 1990. – №1,2.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 190 с.

8. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6, 10, 12; 1998. – №2. 52 – 57 с.

9. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем / В. В. Цвынтарный. – СПб., 1998. – 113 с.

10. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2001. – 160 с.

Публикации по теме:

«От этюда до спектакля». Опыт организации театрального кружка в детском саду От этюда до спектакляВ нашем детском саду организован театральный кружок «В гостях сказки». Дети, занимающиеся в кружке, с удовольствием.

Театральный кружок «Золушка» (подготовительная группа)Театральный кружок «Золушка» (подготовительная группа) Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль театральной деятельности в работе с детьми». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 19 марта 2015 в 08:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД