Мария Спирина
Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе. «Быль или небылица».
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДОУ № 33
Спирина Мария Кабдрахимовна
Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы, развивать память, внимание.
Программные задачи:
1. Познакомить учащихся с устным народным творчеством (небылицы).
Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе, „Быль или небылица“,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Небылицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
2. Развивать связную речь, память, логическое мышление и фантазию.
3. Расширять кругозор и любознательность детей.
4. Воспитывать умение находить небылицы, отличать реальные события от вымышленных.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр мультфильмов по мотивам произведений К. И. Чуковского.
Обогащение словаря: небылица, использование прилагательных, слов антонимов (злой – добрый; красивый - некрасивый).
Методы и приемы: наглядный (иллюстрации к русским народным небылицам, сказкам К. Чуковского: «Тараканище», «Путаница», словесный (загадки, практический (использование фланелеграфа и героев из разных сказок).
Материал и оборудование: фланелеграф, набор героев из разных сказок на липучках, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, знаете ли вы,что такое небылицы? (Ответы детей).
Небылицы – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках.
Сегодня мы с вами побываем «В гостях у сказки» и узнаем, где в сказке быль, а где небылица.
Сначала отгадайте загадки о героях из разных сказок:
Круглый, вкусный и румяный,
Он не слушал деда с бабой.
Прямо с печки, прыг да скок,
Укатился… (Колобок).
Колобок с крыльца скатился,
По тропинке в лес пустился.
Вслед ему, зубами щелк,
Выскочил голодный (Волк).
Он не низок не высок
Стоит в поле… (Теремок).
Золотую рыбку дед
Изловил на склоне лет.
Попросил у рыбки кепку
И обхватов в десять (Репку)
Репку дружно тянут с грядки
Утром в качестве зарядки
Дедка, бабка, кошка, внучка,
Мышка и собака… (Жучка).
Воспитатель: Я принесла вам волшебную книгу – «Книгу сказок». В ней собраны иллюстрации из разных сказок. Внимательно послушайте, посмотрите и скажите, где правда, а где вымысел? (Иллюстрации из русских народных небылиц, сказок К. Чуковского: «Тараканище», «Путаница»).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка.
Отдых наш физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали
Руки к верху все подняли
Сели, встали, сели, встали
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились в вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель:
Мы немного встрепенулись
В сказку мы опять вернулись.
Будем сказку сочинять
Дружно всем показывать.
Ребята, а какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Какие герои бывают в сказках? (Злые и добрые, красивые и некрасивые).
Назовите своих любимых сказочных героев? (Ответы детей).
Хотите побыть настоящими сказочниками, сочинить и показать свою сказку (Ответы детей). На столах у ребят фланелеграф с героями и декорациями из сказок. Дети по картинкам составляют небольшой описательный рассказ.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами побывали в «Гостях у сказки», посмотрели волшебную «Книгу сказок», и узнали, что в сказках есть быль (правда) и небылица (вымысел). Давайте с вами закрепим наше занятие игрой «Быль или небылица».
Игра «Быль или небылица».
Дети встают полукругом напротив воспитателя. Воспитатель читает двустишия и если то,что может случиться в жизни (быль, надо встать и поднять руки над головой, а то,чего быть не может (небылица, нужно присесть на корточки.
Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.
У летающих ежей
Восемь ног и шесть ушей.
Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.
Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.
В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.
Петушок, пропев зарю,
Говорит цыплятам: «Хрю!»
Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет.
Муха с кухни у Антошки
Вилку унесла и ложку.
Воспитатель: Ребята вам понравилось «В гостях у Сказки»? Мы с вами обязательно сюда еще не раз вернемся.