Zamira bakowa
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Публикация «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.
Анализируя соответствующую педагогическую литературу мною были сделаны, определенные выводы, что для своевременного и полноценного развития речи необходимо учесть следующие условия.
Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением. «Ощущения и восприятия – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное, и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий» (Тихеева И. И. Развитие речи детей.)
При установлении общения ребенка с взрослыми необходимо выполнение двух обязательных условий:
обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком
воспитывать у детей потребность в общении с взрослыми.
Общеизвестно, что основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Работая по программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой). В этой программе по «Коммуникации» развитию речи детей младшего возраста я определила следующие задачи:
развивать свободное общения со взрослыми и детьми;
развивать всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
овладевать воспитанниками нормами речи.
Содействовать развитию умения рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта
Вызывать интерес к чтению художественной литературе. Были поставлены следующие задачи:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями. Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Особое внимание я обращала, на эмоциональное чтение мною произведения народного творчества. Ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствуют развитию разговорной речи.
В своей работе я уделяю широкому использованию произведений устного народного творчества в развитии речи, а также в воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Организуя эту работу, и проанализировав речь детей группы. Результаты показали, что некоторые малыши знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называли ее персонажей.
Система работы
Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.
В основу системы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду») и Е. А. Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»). Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная художественная деятельность дошкольников) и рекомендации Е. Т. Тихеевой, а также разработки Гербовой В. В.
Для решения поставленной задачи я создала соответствующие условия: подбирала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, приобрела и изготовила дидактические игры, которые помогали детям закреплять простейшие речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Благодаря родителям и мною пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки.
В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.
Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, сказок.
малые формы использовали и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.
Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Ребята всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. В дальнейшей свое работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.