Роль воспитателя в развитии строительно-конструктивных игр

Анна Соловьева
Роль воспитателя в развитии строительно-конструктивных игр

Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности, содержание которой определено «Программой воспитания и обучения в детском саду». Конструктивная деятельность имеет в этом плане особое значение, ибо в процессе ее ребенок что-то активно создает и видит результат своего труда. Она способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю, упорство.

Уделять большое внимание конструктивным играм мы стали начиная со второй младшей группы. В группе имелся строительный материал, но количество было недостаточным. Различные конструкторы особого интереса у детей не вызывали. Чтобы выработать положительное отношение к строительной игре, конструктивной деятельности, мы взяли на себя роль организаторов и активных участников и пополнили группу различными конструкторскими наборами и строительными материалами. Вместе с ребятами возводили постройки и потом обыгрывали их. После этого стали предлагать детям сооружать несложные постройки, используя их в сюжетно-ролевых играх. Советовали, например, не просто возить машину, а построить для нее гараж, дорогу, мост через речку, тем самым усложняя игру.

Конечно, не все сразу получалось легко и просто. В группе были такие дети, которые неохотно включались в строительные игры, хотя и проявляли к ним небольшой интерес. Их мы стали объединять с теми, кто любил строить и у кого получались неплохие постройки.

Нашей целью было вызвать желание играть различными конструкторскими наборами «ТОМИК». Для этого мы установили связи между сюжетными и строительными играми. Этот путь оказался эффективным, так как перед детьми возникла заманчивая и понятная цель. Ведь постройка интересует ребенка и сама по себе, как процесс созидания, и как результат, который может быть потом использован в игре: строят комнату для кукол, пароход, мост через речку, а затем развертывают увлекательную игру.

В средней группе стали чаще строить сообща. Мы учили детей договариваться, кто что будет делать. Например, Вадим, Кирилл и Фёдор решили построить гараж из набора строительного материала «ТОМИК» для игры в автомобилистов. Когда мальчики отобрали детали для постройки, каждый попробовал построить себе гараж самостоятельно, но это не у всех получалось. Ребятам было предложено помогать друг другу. Дети последовали нашему совету и закончили постройку очень быстро. В дальнейшем они сами стали договариваться и распределять работу, хотя еще долгое время нам приходилось и помогать им, и разрешать споры.

Никита не мог сосредоточиться на возведении одной постройки. Если у него что-то не получалось, он все бросал и переходил к другой игре. Однажды мы предложили детям принять его в игру. Вначале Никита наблюдал за строительством, а когда потребовались детали, Вадим попросил Никиту принести их на машине. Затем он помог ему. Когда постройка была закончена и получилась интересной, дети организовали игру в путешествие на пароходе. Никита тоже принимал участие, подчинялся приказам капитана, старался правильно играть роль юнги. Частая совместная игра воспитала в Никите устойчивый интерес к строительству, он научился доводить начатое дело до конца.

Конструирование из строительного материала мы начали с простых построек и знакомых детям предметов. Вначале провели целевые прогулки для наблюдения за транспортом, и в первую очередь за машинами, которые проезжали мимо детского сада. Затем мы дали задание родителям: понаблюдать с детьми, как строятся дома. И у детей чаще стало возникать желание строить дома и другие архитектурные сооружения. Мы стали давать задания – самостоятельно рассмотреть свой дом, дом, в котором находится магазин, детский сад, школа, рассказать о сходствах и различиях этих зданий. Вот как Даша рассказала о доме, в котором она живет: «Мой дом пятиэтажный, он выше, чем садик, потому что садик двухэтажный».

Мы начали строить с детьми одноэтажные дома, затем двухэтажные. Эти постройки они освоили без больших затруднений, научились выбирать различные варианты домов, крыш.

Совершая прогулки с родителями по городу, дети знакомились с более сложной архитектурой. Они сами замечали, что у зданий есть свои отличительные черты, есть и сходства и различия. После наблюдений, беседуя с детьми в свободное время, восстанавливали в памяти увиденное, делали зарисовки.

Для обогащения и разнообразия детских построек и усложнения строительных игр мы поставили задачу научить ребят строить по иллюстрациям, постройки делать красивыми, прочными.

Работа по развитию строительно-конструктивных игр привела к тому, что большинство детей научились возводить интересные, законченные постройки и использовать их в сюжетно-ролевых играх.

В старшей группе мы поставили еще одну задачу – использовать строительные игры для развития творчества, фантазии детей. Например, дети построили дом. Им предлагают вспомнить, что они наблюдали на улице вовремя прогулки. У ребят появляется желание построить много домов, расположить их так, чтобы получилась улица, по которой будут ездить машины, а для машин сделать гараж. И развертывается интересная игра вокруг этих построек.

В течение года детям читали художественные произведения: «Машины на нашей улице» М. Ильина, Е. Сегал; «На невских берегах» С. Барзудина и т. д.

Работа по развитию у детей интереса к строительно-конструктивным играм, к сожалению, еще не доведена до конца. В группе есть дети, у которых не выработался прочный навык организации совместных игр. Например, некоторые дети с увлечением сооружают различные постройки в одиночку, но не охотно включаются в коллективные строительные игры. А есть и такие, у кого еще недостаточно богат замысел, они не могут без помощи взрослого возводить постройки для игр по простым иллюстрациям.

Поэтому в дальнейшем мы будем продолжать работу по формированию у детей умений самостоятельно планировать последовательность возведения постройки, развитию творческого воображения и воспитанию дружеских, коллективных действий.

Публикации по теме:

«Маленькие огородники». Труд детей в природе«Маленькие огородники». Труд детей в природе "Маленькие огородники"Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Роль воспитателя в развитии строительно-конструктивных игр
Опубликовано: 15 марта 2015 в 16:21
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

«Символ года-мышка» — фотоотчет конструирования объемной поделки из бумаги детьми...
«Символ года -мышка» - фотоотчет конструирования объемной поделки из бумаги детьми средней группы Горошилова Е. П. Наступает Новый год - Смелой, мудрой...
Кинетический песок: увлекательные игры круглый год
КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК: УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ КРУГЛЫЙ ГОД. Вся детвора любит играть в песочнице. - лепить куличи, строить всевозможные постройки:...
Мастер-класс: «Будь заметней в темноте» по изготовлению фликеров
Актуальность: В современном мире с каждым годом возрастает рост использования населением легковых автомобилей, увеличивается транспортный поток и...