Вартануш Дзреян
Роль воспитателя в реализации задач социального развития детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Легенда: «При дворе падишаха Акбара заспорили мудрецы: как будет вести себя ребенок, если вырастет в чужой стране? Одни утверждали: «Как чужеземец», другие доказывали: «Как сородичи». И тогда Акбар повелел провести жестокий эксперимент. Взяли группу младенцев и поместили в отдельную комнату, закрыли на ключ. Ухаживали за детьми люди с отрезанными языками. Через несколько лет Акбар и мудрецы вошли к детям. Какая же картина открылась их взорам? В комнате обитали совершенно дикие существа. Так о чем же, по большому счету, спорили мудрецы? О том, что именно дается человеку от природы, а что появляется при жизни, т. е. социально».
Публикация «Роль воспитателя в реализации задач социального развития детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Вот и сегодня хотелось бы несколько слов сказать о роли воспитателя в реализации задач социального развития детей с ограниченными возможностями. В реальной жизни мы сталкиваемся с важными и сложными проблемами:
• Как ребенок с отклонениями в развитии оценивает себя, как видит себя в будущем?
• Как воспитать позитивно адаптированного человека в наш противоречивый век?
Специфика интернатного учреждения - его закрытость, создает объективное противоречие между образом жизни и содержанием деятельности детей. Ограниченность жизненного пространства приводит к формированию особого типа личности, отчужденного от культуры мира, от самих себя, не умеющих продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. По отношению к таким детям перестают действовать традиционные способы решения воспитательно-образовательных задач, не реализуется право на наследование социального опыта, нарушаются условия для его «врастания в куль туру», т. е. «очеловечивания».
Но благодаря тому, что в последнее время особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушением в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания обучения в новых социально-экономических условиях, мы имеем программу «Коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта». Ключевой позицией программы является формирование способов усвоения социального опыта умственно отсталым ребенком, поэтому второй раздел программы посвящен социальному развитию. Содержание программы охватывает следующие блоки:
Формирование у детей представлений о самом себе «Я сам»;
Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми «Я и другие»;
Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений «Я и окружающий мир».
Методологической основой программы является концепция интегральной социальной сущности человека, отражены особенности психики умственно отсталого ребенка. Но так как программа не учитывает социальный статус детей, имеющих нарушение социогенеза (вторичных, но приобретающих доминирующее значение, социальный педагог Чибичян А. Р. для коррекции последствий пребывания в неблагополучных семьях разработала программу «Социализации личности умственно отсталых детей в условиях детского дома». Программа нацелена на укрепление уверенности детей в себе, понимание своих особенностей и возможностей в общении с окружающими.
Одна из первоочередных задач этой программы - это преодоление базового недоверия к миру, к окружающим, обусловленная отсутствием чувства привязанности и опыта безусловной любви. Как мы видим на практике общение ребенка-сироты самое непосредственное: самодемонстрация в расчете на ответные эмоциональные проявления окружающих. Внешняя открытость, «прилипчивость», фамильярность – являются заменителями подлинного общения. Наши дети остро нуждаются в общении и в то же время очень боятся его, из-за чего бывает трудно наладить контакт. Решение этой задачи возможно через формирование чувства защищенности ребенка, которого он был лишен с раннего детства, а иногда с рождения. Это стало возможным через приобщение ребенка к большой детдомовской семье.
Мы стремимся к тому, чтобы взаимоотношения «взрослый – ребенок» строились по типу сотрудничества, основывались на доверии и чувстве симпатии. Наши воспитанники остро нуждаются в физическом выражении теплого к ним отношения, и мы стараемся каждого ребенка обнять, взять на руки, погладить по голове, держать на коленях, вести за ручку, говорить с ним не с позиции «сверху вниз», а с позиции «глаза в глаза». Общая атмосфера доброжелательности и защищенности, когда спокойная ночь переходит в спокойный день, сказывается на поведении и состоянии умственно отсталого ребенка. Таким образом, преодолевается присущее ребенку – сироте чувство отчуждения от окружающего мира и «других» людей.
Развитию и закреплению чувства принадлежности к дружной семье и формированию коммуникативных навыков способствует утверждение в детском доме традиций и вовлечение детей во взаимопомощь.
Уже давно стало традицией праздники и дни рождения отмечать всем коллективом детского дома: «Новый год», «Масленица», «Праздник урожая», «Прощание с детским домом», «Дни здоровья», «Спортивные праздники» обычно заканчиваются чаепитием за общим столом, где собираются взрослые и дети. Ребята вместе со взрослыми помогают накрывать на стол, учатся сервировать. Взрослые на личном примере обучают детей правилам культуры поведения за столом: не набирать себе побольше угощений, не прятать их в карманы, спрашивать у соседа, не передать ли ему что-нибудь, поухаживать за девочками, малышами, взрослыми. На днях рождения каждый взрослый и многие дети говорят слова поздравления. Все это формирует у детей определенную модель поведения в обществе, коммуникативные навыки, а главное укрепляет их значимость в мире людей.
Принцип эффективного социального взаимодействия помогает нашим воспитанникам расширять среду общения, формировать навыки социальной адаптации, самореализации. В нашем доме всегда рады гостям и друзьям. Мы поддерживаем тесную связь с Домом детского творчества, школой искусств, общеобразовательными школами и детскими садами Мясниковского района. И хочется отметить, что эта связь не односторонняя, т. е. наши дети не пассивные зрители совместных мероприятий, а активные участники.
С целью обогащения и расширения социального опыта воспитанников организуем экскурсии на предприятия бытового обслуживания: ателье, парикмахерская; посещение магазинов, аптеки с практической целью. При этом решается ещё одна немаловажная задача – приобщение детей к разнообразному миру профессий. Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя положительную мотивацию к труду, выбор профессии соответствующей возможностям и интересам, умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда, чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений закладывается ещё в раннем детстве и предполагает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях государственного обеспечения. Наша основная позиция заключается в том, что становление и расширение социального опыта детей происходит га основе формирования и совершенствования навыков самообслуживания и обслуживающего труда. В первую очередь прививаем воспитанникам правила личной гигиены. Детей учим застилать кровати, складывать вещи в шкафчиках. Ребята осваивают такие виды работ, как дежурства по столовой, по спальне, уборка игровых комнат, стирка кукольных вещей, уход за комнатными растениями. Подражая воспитателю, няне, дворнику осваивают приемы и последовательность действий. Таким же образом, наши воспитанники привлекаются к сезонным работам на территории детского дома: уборке осенних листьев, снега, очистке участка от сухих сучьев. С ранней весны до поздней осени дети под руководством воспитателей с удовольствием трудятся на грядках и цветниках, превращая территорию детского дома в цветущий, благоухающий сад. И как результат этого труда в рационе питания присутствуют зеленый лук, петрушка, укроп, малина и смородина, выращенные собственными руками на своем участке.
Полная социальная адаптация невозможна без формирования представлений о семье, функционале её членов, определения социальных ролей по половому и возрастному признакам. Имеющиеся представления детей о семье вследствие объективных причин существенно искажены и далеко не полные. Многие сотрудники, искренне стремясь оказать помощь своим воспитанникам в приобретении опыта семейных отношений, приглашают их к себе в «гости» на выходные и в праздничные дни. Мы пытаемся показать изнутри взаимоотношения членов семьи в реальных жизненных ситуациях, привить навыки самообслуживания, помощи пожилым и малышам, развивать коммуникативные способности, самостоятельность, расширять кругозор. Дети приобретают опыт проживания в семье. Беседы, касающиеся семьи, призваны создать у сироты наиболее полное и объективное представление о той непростой жизненной ситуации, в которую он попал. Дети с интеллектуальным недоразвитием на способны на самостоятельную оценку произошедшего. Непросто это и для детей с сохранным интеллектом.
Одним из ведущих методов ознакомления детей с социальным окружением являются наблюдения, поэтому мы широко используем целевые прогулки и экскурсии. Вначале это выход в микросоциум «В гости в соседнюю группу», «На кухне вкусно пахнет», «У врача совсем не страшно». С возрастом расширяется круг общения детей «В магазин за покупками», «На речке заквакали лягушки», «На лугу пасутся му-у-у …». Ребенок – это часть природы и эту связь мы стараемся не прерывать. Дети очень любят увлекательные экскурсии в парк, на речку в окрестности села и знаменитые родники села Чалтырь. Здесь они с удовольствием пробуют кристально-чистую, прохладную, родниковую воду, учатся слушать природу: журчание ручья, пение птиц, шелест травы; соприкасаются с самобытной культурой и фольклором донских армян, знакомятся с преданиями и сказками армянского народа под задушевные звуки национальных инструментов и песен.
А ещё наших малышей всегда ждут в археологическом музее –заповеднике «Танаис», где они знакомятся с интересными людьми, перед ними открывается возможность соприкоснуться с первобытной природой и бытом древних поселенцев. На организуемых там уроках ремесла наши дети чувствуют себя настоящими мастерами гончарного дела.
Так же обеспечиваем социализирующее влияние окружающей ребенка среды. Насыщаем ее предметами, активизирующими социальное поведение детей. Читаем книги, смотрим фильмы, в основу сюжетов которых заложены принципы доброты, терпимости. Стараемся обеспечить социальную чистоту восприятия. Здесь не лишне будет упомянуть телевизор, часто являющийся источником отрицательных эталонов поведения, которые дети с олигофренией воспринимают как образец.
Без специальной социализирующей работы ребенок с интеллектуальным недоразвитием оказывается дезадаптированным, что отражается, прежде всего, на его поведении. Дети должны понимать происходящее на том уровне, который им доступен. Работа, направленная на усиление адаптивных возможностей умственно-отсталого ребенка – сироты, осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях, во время бесед, сюжетно – ролевых, дидактических и деловых игр, учитывая отрицательные факторы, повлиявшие на развитие личности ребенка – это асоциальный опыт, низкий уровень культурного развития родителей.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, является универсальным средством профилактики и компенсации психо- эмоциональных проблем детей. В игре дети познают окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное претворить в жизнь, лучше осознают себя, возрастает уверенность в своих силах, способность действовать в коммуникативных ситуациях, приобретают позитивный опыт совместных действий, осваивают новые способы поведения в проблемных ситуациях. Например, это:
• образная гимнастика «Кошка гуляет», «Котик заболел», «Добрый мишка», «Медвежонок сердится»;
• коммуникативные игры, направленные на формирование положительных черт характера «Цветок дружбы»;
• игры и задания, направленные на восприятие явлений окружающего мира «Угадай, какая это сказка», «Живая картинка»;
• танцевально-двигательные упражнения «Подари движение», «Зеркальный танец»;
• релаксационные методы;
• элементы ботмеровской гимнастики и эвритмии.
Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически, поэтому мы взрослые стараемся эмоционально поддержать детей, выражаем искреннюю веру в их возможности, создаем атмосферу взаимопонимания.
Опыт работы показал, что разрешение актуальных противоречий личностного развития требует «обходные пути», а самое главное необходим комплексный подход, обеспечиваемый совместной работой специалистов, т. е. медико – психолого - педагогическое сопровождение воспитанников. Совместная деятельность членов консилиума позволяет осуществлять комплексную диагностику детей и окружения, разработать программу их дальнейшей социальной реабилитации. Социальный педагог определяет социальный статус детей, знакомит с социальной обстановкой в семье и родственными связями. Одной из задач психолога является выявление искажений социально-бытовой ориентации, обеспечение психологического здоровья воспитанников. Таким образом, педагоги групп, работая в тесном контакте, создают условия для формирования социально значимых навыков, формируют способы адекватной ориентировки в окружающей действительности, навыки поведения в сложных ситуациях, подготавливают детей к интеграции в общество.
А теперь я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам книги «Мир детства».
Видеофильм. Так в чем же была ошибка мудрецов? Они забыли наказы старейшин…
Прислушайтесь!
Задумайтесь!
Общайтесь!
Не бойтесь!
Наблюдайте!
Не обижайте!
Играйте!
Сочиняйте!
Двигайтесь!
Творите!
А самое главное – ЛЮБИТЕ!
И тогда путь наших детей в тревожный и счастливый мир за порогом детского дома будет легким и свободным.