Лучший педагог года

Роль взрослого в формировании социометрического статуса ребенка дошкольника и школьника

Наталья Молодцова
Роль взрослого в формировании социометрического статуса ребенка дошкольника и школьника

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

Публикация «Роль взрослого в формировании социометрического статуса ребенка дошкольника и школьника» размещена в разделах

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. [21 с. 278]

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире, поэтому для ребенка так важно быть понятым и принятым сверстниками и взрослыми.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр., в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и именно по этому для человека крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Данная работа призвана рассмотреть влияние тревожности младшего школьника на жизнь личности и конкретно – на социометрический статус личности в группе.

Актуальность этой темы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае мы рассмотрим такую психологическую особенность как тревожность. Если личность сможет адаптироваться в коллективе в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.

Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступках самостоятельно.

1. Психологические особенности социометрического статуса в дошкольном и школьном возрасте

Младшие школьники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины.

Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Способствуют возникновению тревожности некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «всё держат в себе».

В младшем школьном возрасте рост самосознания связан, прежде всего, с новой социальной позицией школьника. Социальная активность личности проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием «совесть» как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Переживание своего соответствия групповым стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.

Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

Тревожность и страхи окружают личность с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, некоторые со временем проходят. На каждом этапе психофизиологического взросления человека наступает новая ступень страхов и как выяснилось, они имеют свой гендерный аспект, с которыми он должен научиться бороться.

1.1. Понятие социометрического статуса

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. [8, с. 34]

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться [1, 687 с. ]

Каждый участник группы оценивает других, так постепенно складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы [27, 539 с, 539 с. ].

Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. [9, 141 с. ,141 с. ]

Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации.

Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта, длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.

Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия [9, 141 с., 141с. ]. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их).

Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей [27, 539 с, 539 с. ].

Социометрические методы действительно интенсивно применяются в теоретической и прикладной психологии и социологии. “Широкое распространение социометрии имеет ряд причин, как утверждает Я. Л. Коломинский, среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно «неформализуемой». [11, 6 с. ]

По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника — на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. [20, 494 с. ]

2. Рекомендации педагогам и родителям

1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т. д.);

2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в классе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в классе благоприятный эмоциональный климат.

5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Заключение

Тревожность и страхи окружают личность с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, некоторые со временем проходят. На каждом этапе психофизиологического взросления человека наступает новая ступень страхов и как выяснилось, они имеют свой гендерный аспект, с которыми он должен научиться бороться. Чувство тревоги, в оптимальном соотношении, защищает личность, предупреждая ее об опасности, но при высокой или даже критически высокой тревожности это может привести к клиническим последствиям.

Поступление ребенка в школу ведет за собой ряд страхов, следственно и тревог, ему в краткие сроки нужно освоить новые социальные роли, правила, обязанности, - в этот момент важно поддержать и помочь школьнику постепенно ввести его в новый незнакомый мир. Взрослые должны быть предельно осторожны в общении с детьми, т. к. они сами могут навязать ему тревогу и страхи.

С помощью социометрии можно провести множество измерений на группе: статус, сплоченность, взаимность и т. д. По результатом, с легкостью можно выявить тех детей, которые нуждаются в помощи. Социометрия выявляет лидеров (формальных, не формальных, отвергнутых, принятых. можно проследить связи детей, количество подгрупп, взаимность отношений.

Дети с оказавшимся низким статусам имеют проблемы в каких либо сферах, что очень важно заметить вовремя. Любой школьник младшего возраста нуждается в понимании и одобрении родителей, учителей, только в том случае он в будущем будет иметь благоприятный статус. Процедура позволяет увидеть потаенную систему межличностных отношений.

Публикации по теме:

Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого Критериями конструктивного взаимодействия, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание, оценили (справедливая.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методы и технологии взаимодействия взрослого и ребенкаМетоды и технологии взаимодействия взрослого и ребенка на базе детского сада «Колокольчик» прошло заседание ресурсного центра «Поисково – познавательная деятельность детей 3-7 лет как основа.

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: дать возможность родителям сделать самоанализ своих.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Тема «Роль семьи в формировании личности дошкольника». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас. Дети наши.

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и.

Роль семьи и дошкольного учреждения в формировании экологической культуры ребенка Резюме. В статье раскрывается актуальность влияния семьи и детского сада на создание экологической культуры дошкольника. Описываются формы.

Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка» Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово, встречаясь друг с другом.

Взаимодействие ДОУ и социума в формировании личности дошкольника [Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль взрослого в формировании социометрического статуса ребенка дошкольника и школьника
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 16:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД