Фания Давлетшина
Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях. О том, что они «пришли в этот мир,чтобы его изменить, сделать лучше и добре».Что же мы знаем о них.
Недавно в нашем детском саду проходило фотографирование. Когда мы смотрели на фотографии детей своей группы, то с удивлением заметили,что не можем по фотографии определить возраст ребенка. Большинство детей казались намного старше своего физиологического возраста.
Публикация «Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии?почему порой сложно понять мотивы его поведения?Почему современные дети 3-4-х летнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых?Сегодня многие задания,которые раньше успешно использовались для тестирования детей дошкольного возраста,выполняют дети 2-3-х лет. Дети этого века настойчивы и требовательны,не желают выполнять бессмысленные действия,они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века. И методы воспитания и обучения должны быть другими.
Дети изменились как в сфере тела, так и в сфере разума. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.
В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанные на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. К сожалению,современные родители большинство своего времени проводят на работе,а современные дети в дошкольном учреждении. И задача педагогов дошкольного учреждения создать такие условия,которые позволили бы удовлетворить потребность ребенка в получении информации об окружающем мире, предметах и дать ему возможность поэкспериментировать с этими предметами. Удовлетворяя эту потребность, мы формируем у ребенка познавательный интерес.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста предполагает :
- становление общей познавательной мотивации,которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
- формирование специфических способов познавательной деятельности :навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией,развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;
- развитие восприятия.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду,отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Так же как и в группах старшего дошкольного возраста,в группах раннего возраста должны быть экспериментальные уголки,которые оформляются с учетом возраста детей. Такие уголки есть и в нашей группе.
Раннее детство- период благоприятный для развития слухового восприятия. Необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются:различные озвученные игрушки (петушок,колокольчики,разного звучания (керамические металлические,звучащие кубики и мячи,погремушки разного звучания)коробочки от киндер-сюрпризов с различными насыпными материалами (горох,манка,рис и т. д. ,есть и музыкальные инструменты (барабан,бубен).Весь этот материал используется в таких играх как «Узнай по звуку»,»Найди такой же звук»,»Где звенит?». Кроме того можно использовать нестандартный материал:шуршащие при трении друг о друга еловые шишки,оберточная бумага,шумящие морские раковины,палочки разной толщины из дерева разных пород,самодельные свистящие,шумящие,гремящие,скрипящие,шуршащие предметы,свистки и дудочки из глины и дерева.
Хорошо иметь в группе и водную и песочную «лабораторию». т. е. центр воды и песка и превратить детей в настоящих исследователей. Для исследований с песком мы подобрали совочки,ситечки. Формочки,трубочки,воронки и различные емкости (пластмассовые (пластмассовые баночки,а для игр и занятий с водой-рыбки,лодочки,уточки,кусочки поролона,камешки,пенопласт. Такое разнообразие материала позволяет проводить различные эксперименты и обогащать словарный запас детей. В группах раннего возраста целесообразно пользоваться песком и водой попеременно. Даже если емкости две,одну следует
наполнять песком или водой,а вторую накрывать крышкой и использовать как «поле для действий» или как полку для игрушек. Еще вариант- наполнять обе емкости только песком или водой,увеличивая таким образом «проходную способность» джетей на занятии через этот центр. Для стимулирования исследовательской активности целесообразно время от времени наполнять емкости иными веществами: вместо воды можно использовать снег (и работать в варежках,песок заменять опилками,бобами,каштанами,сеном.
Для развития тактильных ощущений и сенсорных способностей,необходимо обеспечить детей игрушками и предметами различными по цвету,форме и материалу. Можно сделать тактильные дощечки,которые позволят разнообразить ощущения детей.
Воспитатели и психолог дошкольного учреждения могут и должны стать также для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды в домашних условиях. Для этого используются различные
формы работы с родителями:
- семинары-практикумы по организации исследовательской деятельности ребенка;
- консультации «как организовать и провести простейшие «эксперименты»(по желанию родителей организовать такую дополнительную платную услугу,как въездная консультация педагога или психолога на дому).
- Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении и в семьи позволит развивать у ребенка познавательный интерес,удовлетворить его потребности в познании окружающего,развивать его исследовательские способности,что явится основой развития его познавательной мотивации и логического мышления.