Приложение МААМ

Роль экологии в развитии детской любознательности

Раиса Попова
Роль экологии в развитии детской любознательности
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всего дошкольного возраста нужно создавать благоприятные условия для развития любознательности ребенка, которая затем перерастает в познавательную активность. Развивать любознательность ребенка, это если много рассказывать детям об увиденном, побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов.

Публикация «Роль экологии в развитии детской любознательности» размещена в разделах

Дошкольное детство - это уникальный период человеческой жизни, и не надо стремиться его укоротить. Поэтому мы, заботясь о каждом малыше, поддерживая в нём любознательность, воспитывая в нём доброту и искренность, ценим его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.

Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью, источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, лед тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.

Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему миру.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными. Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы.

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев ребёнок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Работая с детьми по формированию экологических знаний, стараюсь создавать благоприятные условия для развития любознательности ребенка, которая затем перерастает в познавательную активность.

В группе создан экологический центр живой и неживой природы. Развивая детскую любознательность, здесь я знакомлю детей с разнообразием компонентов окружающего мира, с понятием «Живая природа» и «Неживая природа» - как общий дом для всех живых существ.

Все элементы эколого-развивающей среды дают детям возможность экспериментировать с природным материалом, способствуют развитию детской любознательности.

Дошкольников особенно привлекают различные способы выращивания растений, поэтому я создала «Огород на окне», для ознакомления детей с основными овощными культурами. Здесь мы с детьми сажаем и выращиваем лук, овёс, клевер, укроп, горох, огурцы, и др. растения.

Дети проявляют большой интерес к комнатным растениям, очень любят наблюдать за ними. Поэтому я провела серию занятий по знакомству детей с комнатными растениями. Для развития речевой и познавательной активности детей использовала задания типа: «Узнай по описанию», «Из чего можно вырастить растение?», «Опиши растение». При описании растений, дети точно и правильно подбирали слова, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Что способствовало развитию речи детей.

Чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуры, связях и отношениях, существующих между ними, я использую моделирование. Модели многофункциональны.

С помощью моделей эколого-систематических групп, дети научились выделять самые главные признаки, по которым можно объединить несколько объектов природы в одну группу. Это «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Растения» и др. На непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию дети умело использовали модель в качестве плана и составляли описательные рассказы, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида. Рассказы детей были интересные, содержательные, что способствовало развитию связной речи, логичной, последовательной, грамматически правильной.

Для закрепления знаний о природе и развития связной речи у детей, стимулирования воображения и творчества использовала, разработанные мною «Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов» по формированию представлений о природе. На непосредственно-образовательной деятельности с помощью схем закрепляла у детей умение находить причинно – следственные связи, сравнивать, сопоставлять различные природные явления. Вопросы и задания способствовали активизации имеющего речевого опыта детей.

В старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает детскую любознательность.

Чтобы знания у детей были осознанными, я использовала в своей работе элементарные опыты, целью которых было побуждать, и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребёнка, понимание причин происходящих явлений. Вместе с детьми выявила качества снега, льда, песка, глины и воды. В опытах с растениями, дети знакомились с условиями, необходимыми для жизни. В процессе экспериментирования дошкольники получали возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Каждый ребёнок почувствовал себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволило детям проявлять собственную исследовательскую активность. Свои знания дети отражали в рисунках.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.

Бесконечно разнообразный мир природы побуждает детей к игре, художественно - речевой деятельности. Поэтому в своей работе я использую игру, которая является важным методом экологического образования. Знания, полученные в результате практической деятельности, легко запоминаются и усваиваются детьми. Обучение происходит в игровой форме и дети, увлечённые её замыслом, решали скрытые учебные задачи. В играх закрепляла навыки связной речи, старалась стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения. В своей работе использовала множество разнообразных дидактических игр по экологии : «Дары природы». «Как зовут тебя деревце?». «От какой ветки детки». «Кто, где, живёт?». «Природа – не природа». «Когда это бывает?». «Найди спрятавшийся звук в названии деревьев» и другие. Дети очень любят играть в игры, в которых нужно отыскать спрятавшийся звук, определить его место в слове, придумать слова на заданный звук. Всё это способствует развитию интереса к звучащей стороне речи.

Составленные мною примерные схемы наблюдений за природой - растениями, животными, способствовали развитию познавательного интереса к миру природы. А также формированию у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка, песком в песочнице, за елью, ночным небом, за зимующими птицами на участке и птицей в клетке. За ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке, за божьей коровкой (в весенне-летнее время) и т. д.

В каждое время года совершаем неоднократно экскурсии, целевые прогулки в парк, с целью наблюдения сезонных изменений в природе. Поддерживая интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования, побуждала детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях. Дети во время наблюдений сезонных явлений в природе, их изменений, научились сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. У детей расширился круг представлений, они начали понимать, что изменения в живой природе приводят к изменениям в жизни растений и животных. Дети фиксировали это в дневнике наблюдений в виде рисунков.

Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Нужно очень бережно относиться к интересам ребенка.

Литература

1. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. / С. Н. Николаева. – М. Новая школа, 1993. 64с

2. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания. / Л. М. Маневцова. – Ст. – П. Акцидент, 2000. – 319с.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию 2006г.

Публикации по теме:

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экологии в развитии детской любознательности
Опубликовано: 31 марта 2013 в 18:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экологии в развитии детской любознательности» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Попова (УИ 87828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД