Роль экскурсии в социализации дошкольников

Ирина Прусс
Роль экскурсии в социализации дошкольников

«Роль экскурсии в социализации дошкольников»

Введение

В дошкольный период детства у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей представления об окружающем мире. необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.

Актуальность

«Экскурсия - как метод социализации дошкольников» заключается в формировании социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая предполагает формирование общей культуры речи, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей перед поступлением в первый класс.

В дошкольном учреждении педагог решает следующие задачи социализации ребенка:

в сфере деятельности: овладение социальными способами обращения с предметным миром;

в сфере общения: последовательное формирование основных форм общения с взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;

в сфере самосознания: выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление «системы «Я».

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

Основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности человека, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей является общение.

Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольникивыходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая).

Экскурсии являются наиболее действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, которая представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.

Общение в ходе делового сотрудничества - решающее условие овладения активной речью в ходе экскурсий: у детей расширяется пассивный и активный словарь, дети учатся задавать вопросы, употреблять распространенные предложения, учатся наблюдать, слушать. Во время экскурсийдети учатся производить мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Направленность ребенка на новые стороны действительности (практическую деятельность, познание мира, людей, их отношений) влечет за собой необходимость в новых средствах общения, а именно - в речевых. Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов,которые являются основополагающими:

-общение взрослого с детьми должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;

-при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

-любые контакты и действия с детьми следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка.

Перед каждой экскурсией проводится предварительная работа по выявлению уровня имеющихся знаний и конкретизации задач последующей экскурсии.

На самой экскурсиипроводится работа по следующим направлениям:

1. ознакомление с явлениями социальной жизни;

2. ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

3. ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

В соответствии с перспективным планом работы на каждый месяц с детьми предусмотрена определенная тема.

По этим темам проводятся основные занятия с детьми.

Примерная структура экскурсий.

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

дорога к объекту

рассматривание внешнего вида объекта

повторение и знакомство с правилами культуры поведения

рассказ воспитателя

проблемные вопросы

подведение итогов

(получение обратной связи от детей - рисунки, рассказы, схемы, сюжетно-ролевые игры и т. д.)

Любая экскурсиятребует большой организационной работы и включает следующие этапы:

1. Создание установки (вначале обязательно рассказать, что будут смотреть и куда пойдут);

2. Дать детям возможность некоторое время самостоятельно рассматривать объект, выбранный для наблюдения;

3. Рассказать о наблюдаемом объекте;

4. Задать вопросы детям;

5. Создать ситуацию, в которой дети рассказали бы о том, что они наблюдали.

После экскурсии обязательно подводятся итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний.

В течение 1-2-х дней после экскурсии проводятся занятия на уточнение, закрепление и систематизацию полученных знаний и практического опыта.

В свободной деятельности дети обыгрывают предлагаемые воспитателем ситуации, участвуют в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Мы на экскурсии» и т. п.

Экскурсии не только обогащают детей новыми впечатлениями, они тренируют их адаптационные механизмы, так как приучают к новым условиям, новым людям, к разнообразию жизни.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.

Информатизация - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, родители, педагоги, и администрация ДОУ. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно - образовательном процессе.

Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами нашего ДОУ как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого - либо места или объекта с целью его изучения.

С развитием компьютерной технологии и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в ДОУ.

Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.

Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии мы составляем алгоритм действий.

Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить секретное задание, согласно теме проекта, в результате выполнения которого создается видеотека из личных семейных фотографии и видеозаписей.

Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарии) экскурсии.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме.

Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.

При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения нашей практики.

1. После того как отобран необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый из них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами ладошку).

2. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

3. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

4. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.

5. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Создание виртуальной экскурсии может осуществляться в групповой или индивидуальной деятельности, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала.

Не могу не остановиться еще на одном очень важном моменте, подтверждающем полезность использования такой формы работы как виртуальная экскурсия.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет - сайтов.

Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиа материалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Роль социализации в социально-педагогической деятельности в ДОО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ МДОУ ДЕТСКИЙ САД №6 «РОДНИЧОК» 2.1. Организационные.

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Выполнила: воспитатель детского сада №16 Самигуллина Карина Фаритовна.

Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.

Особенности полоролевой социализации дошкольников Особенности полоролевой социализации дошкольников Проблема полоролевой социализации, включает в себя вопросы формирования психического пола.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Технологии эффективной социализации дошкольников Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности,.

Внедрение технологий эффективной социализации дошкольников Технология "Социальная акция" направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитии. гражданской позиции у.

КОП как средство успешной социализации дошкольников КОП как средство успешной социализации дошкольников. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности.

Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников На современном этапе развития общества, который нельзя представить без разнообразных гаджетов, вопрос социализации ребенка весьма интересен.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль экскурсии в социализации дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2019 в 12:17
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки