МААМ-картинки

Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями

ирина матвейчук
Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями

Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с тяжелыми нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Публикация «Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Методическое пособие «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 5-6 лет» позволит детям в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.

Таким образом, цель пособия - формирование пространственной ориентировки, графических навыков у детей с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей.

В пособии все задания подобраны и расположены по лексическим темам, изучение которых предусмотрено «Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поэтому предлагаются в игровой и наглядной форме. Система упражнений основана на принципе постепенного усложнения заданий. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Занятия по предложенному пособию будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушениями.

Методическое пособие поможет ребё нку:

- научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;

- научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др. ;

- развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;

- развить мелкую моторику и координацию движений руки;

- сформировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

С целью выявления уровня сформированности пространственных представлений у детей рекомендуется проводить коррекционную работу на основе диагностики.

В предлагаемой методике обследования используются традиционные логопедические приемы для оценки состояния развития пространственных представлений. При разработке диагностики учтены возрастные особенности детей старшей группы и возможность включения их в коррекционно-образовательный процесс, учитывая Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи.

В качестве основных диагностических методов предложены несложные эксперименты в форме дидактические игр и инструкций.

Мониторинг по уровню развития пространственных представлений у детей по предложенной схеме проводится в начале и конце учебного года.

Диагностика уровня развития пространственных представлений

Ориентировка в схеме собственного тела. Дидактическая игра «Покажи где,» - Покажи правую руку, левую руку, левый глаз, правый глаз, правое ухо, левое ухо. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет.

Ориентировка в окружающем пространстве. Дидактическая игра «Следопыт»

- Покажи предметы, которые находятся впереди, сзади, вверху, внизу,

справа, слева.

2балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Дидактическая игра «Кто где сидит» - Скажи, где сидит бабочка.

-Скажи спрятался щенок.

- Скажи где стоит девочка.

2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Ориентировка на плоскости. Упражнение «Художник» - Нарисуй: вверху солнце, внизу елку, справа от елки цветок, слева от елки мяч. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Если ребенок набрал:

• 6 - 8 баллов – высокий уровень, т. е. ребенок самостоятельно выполнить задание;

• 1 - 5 баллов – средний уровень, ребенок может выполнить задание с помощью взрослого (уточняющие вопросы, неоднократное повторение)

• 0 баллов – низкий уровень, ребенку задания недоступны.

Мы надеемся, что занятия по нашей книге будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушения.

Публикации по теме:

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Дидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольниковДидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольников Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом возрасте очень.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 18 марта 2013 в 11:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД