Передвижной дидактико-игровой модуль «Речевой локомотив»

Наталья Зуйкова
Передвижной дидактико-игровой модуль «Речевой локомотив»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 «Сказка»

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Коррекционно-развивающий передвижной модуль

«Речевой локомотив»

1. Наименование образовательного продукта:«Речевой локомотив»

2. Адресация/возрастная категория детей: старший дошкольный возраст.

3. Авторский коллектив: учитель-логопед высшей квалификационной категории Зуйкова Н. В., воспитатель высшей квалификационной категории Соха О. А., воспитатель 1 квалификационной категории Закирова Л. Г., воспитатель 1 квалификационной категории Антошина Л. И.

4. Форма образовательного продукта:коррекционно-развивающий передвижной модуль.

5. Концептуальная идея (научный подход, концепция):

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Одними из требований названы требования к развивающей предметно-пространственной среде (РППС).Практическое преобразование группового помещения на сегодня требует глубоко понимания и осмысления как именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? Насколько обобщенными должны быть игрушки? В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?

Проанализировав с педагогами содержание пространства группового помещения вверенной нам группы, мы отмечаем ее перегруженность предметным материалом, что затрудняет возможность выбора, рассеивает внимание детей, не позволяет педагогу продуктивно организовать и сопровождать индивидуальную увлеченность ребенка, а соответственно, не решает в полной мере задачи коррекцииимеющихся у детей типичных проявлений, указывающих на системное нарушение их речевой деятельности.

Таким образом, возникла необходимость создания такого универсального маркера игрового пространства с максимальной условностью, который бы соответствовал шести основным параметрам, заявленным в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Который бы способствовал преобразованию РППС «под замысел». Который бы положительным образом был использован в решениикоррекции и развития речевых навыков детей и социальной адаптации на основе специальных, наиболее подходящих для этих детей игровых методов.

Учитывая положение ФГОС ДО, учитывая принциппредупредительного подхода, выдвинутый профессором Левиной Р. Е., («…вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения») и, учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, нами проведена работа по выбору оптимального варианта коррекционно-развивающей работы - создан коррекционно-развивающий передвижной модуль «Речевой локомотив» с использованием технологий таких авторов как Ткаченко Т. А., Парамоновой Л. Г, Козыревой Л. М., Крулехт М. В., Левчук Е. А., Крупенчук О. И., З. Е. Агранович и др.

Создание такого модуля, как «Речевой локомотив», направленона:

- развитие и изменение жизненного пространства групповой комнаты с целью обеспечения возможности широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей;

- обеспечение эмоционального благополучия;

- поддержку индивидуальности и детской инициативы;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

6. Реализация ведущей образовательной области: речевое развитие.

7. Решение образовательных задач (согласно ФГОС ДО):

Цель:создание условий для коррекции фонематических процессов детей, нарушений слоговой структуры слов, предложно-падежных форм, речевой коммуникации, профилактики нарушений письма и чтения.

Задачи:

1. Формировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие, первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, умение различать и противопоставлять звуки речи по акустическим и смысло-различительным признакам.

2. Формировать навык точного воспроизведения слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.

3. Формировать у детей правильное представление о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами.

4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. Развивать коммуникативную функцию речи.

5. Развивать чувственные впечатления детей. Упражнять в развитии ручногопраксиса.

6. Развивать психологическую базу речи: развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, произвольного внимания, памяти, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

Основные аспекты:

Вся работа с использованием коррекционно-развивающего передвижного модуля «Речевой локомотив» проходит в следующих аспектах:

- оздоровительно – профилактическом (активизация зрительно-координаторного чувства; повышение зрительно-моторной реакции; формирование правильной осанки);

- фонетическом (уточнение понятий: гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие; звуковой анализ слов; произносительная культура слов);

- сенсорно – моторном (различение предметов по форме, цвету, ве-личине; развитие тактильных ощущений);

- речевом (формирование предложно-падежных конструкций: уточнение смыслового значения предлогов, ознакомление с синтаксической ролью предлогов; работа на уровне предложения: анализ и синтез; упражнение в составлении рассказов с использованием предлогов).

8. Размещение образовательного продукта в предметно-пространственной среде группы/помещения ДОУ: коррекционно-развивающий передвижной модуль «Речевой локомотив»находится в групповом помещении, динамичен, не имеет постоянного места.

9. Виды деятельности с использованием данного продукта: игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская.

10. Сменяемость материала игры/пособия:осуществляется по мере ис-пользования модуля и зависит от вида планируемой речевой деятельности.

11. Тематика образовательного продукта определяется видом планируемой речевой деятельности (работа над развитием фонематического слуха, слоговой структурой слова, предложными формами, связной повествовательностью речи, этапом работы над указанными направлениями речевого развития.

12. Общее описание образовательного продукта:

Коррекционно-развивающий передвижной модуль «Речевой локомо-тив» состоит непосредственно из самого паровоза и двух вагончиков, каждый из которых представляет игровой маркер, направленный на решение определенной речевой задачи.

Маркеры выполняются из деревянных каркасов, закрытых оргалитом.

Размеры: - паровоз – 1.20 х 60 х 1.20

- вагон – 80 х 60 х 1.20

На каждой стороне маркера рассредоточены дидактические игры, которые являются одновременно и деталями «Речевого локомотива». Детали, имеющие функциональную нагрузку, носят динамический характер: «колеса» снимаются, «дверцы» открываются, «окна» поднимаются, заменяются, «рельсы» укладываются.

Маркеры полые внутри, в каждом из них размещается игровой материал.

Между собой вагоны и паровоз не сцеплены. Это дает возможность использования составляющих маркеров «Речевого локомотива» как в целом, так и автономно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятияхкак средство открытия детьми нового знания, а также как тренировочные упражнения для актуализации новых знаний таких речевых направлений как: развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий, обучение элементам грамоты.

«Речевой локомотив» на колесиках, поэтому удобен в перемещении.

Маркер - Паровоз. Следование: звук - речь.

Представляет комплекс нормативно-знакового материала, оборудования и дидактических игр для развития фонематических процессов:

- восприятие и анализ единичного звука, выделенного из группы или данного изолированно;

- восприятие и анализ комплекса последовательных звуков, оказывающих интерферирующее влияние друг на др.

Нормативно – знаковый материал:

- буквы

- звуковые фишки

- набор карточек с изображением предметов для д/игр «Морской бой»,

«Спешим на день рождения», «На лыжне», «Как меня зовут?»

- набор карточек на дифференциацию: звонкий – глухой

- кубы с изображением предметов

- набор таблиц к логическому экрану

- набор таблиц (В. Ванюхина)

Образно – символический материал:

- окна к домикам

- колеса к паровозику

- карточки к пособию «Звуковые странички»

Игрушки –предметы оперирования:

- звуковые куклы

- мягкие буквы

- звуковые человечки (напальчники)

- пирамидки

- счеты

- пазлы

- разноцветные домики

Дидактические игры:

- «Кладем рельсы» Цель: развитие фонематического слуха: умение выделять звук из начала и конца слова, дифференцировать согласные звуки по глухости, звонкости.

Оборудование: пазлы, кукла, речевой локомотив.

Ход игры: Педагог обозначает перед детьми проблему, н-р, у Маши заболела бабушка, которая живет не в этом городе.

- Каковы действия Маши? (купить билет, поехать к бабушке на поезде).

- Поезд не может поехать! (дети определяют причину и устраняют ее.)

задание: построить железную дорогу, используя пазлы с изображенными на них предметами. Первая линия получится в том случае. если последний звук изображенного на пазле предмета будет являться первым звуком предмета, изображенного на следующем пазле. Вторая линия получится в том случае, если последний звук изображенного на пазле предмета и первый звук предмета, изображенного на следующем пазлебудут оба глухими или звонкими согласными звуками.

- «Морской бой»

- «Спешим на день рождения»

- «На лыжне»

- «Логический экран»

- «Где я живу?»

- «Слушаем, играем, звуки различаем»

- «Как меня зовут?»

- «Звуковая мелодия»

- «Живые буквы»

Маркер - Вагон № 1. Следование: слог - речь.

Представляет комплекс нормативно-знакового материала, оборудования и дидактических игр, направленных на формирование навыка точного воспроизведение слоговой структуры слов.

Нормативно – знаковый материал:

- кубики со слогами

- карточки со слогами

- набор карточек с предметными картинками

- слоговая дорожка

- набор таблиц (В. Ванюхина)

- набор таблиц (Т. Ткаченко)

- набор картин с использованием занимательного материала

- игровое поле для дидактического упражнения «Придумай имя»

- набор прозрачных карточек (В. Воскобович)

- перфокарты

- слоговые таблицы

- набор карточек с ребусами

- слоговые лабиринты

Образно – символический материал:

- набор карточек со звуковыми символами

- вкладыши к игре «Грамотей»

- набор слоговых схем с определяющим слог гласным звуком

- набор слоговых схем с ударным слогом

- колеса к вагону

Игрушки – предметы оперирования:

- клоун, пуговицы, игла

- жилеты, слоговые эмблемы

- слоговой поезд

- венки

- карусель

Дидактические игры:

- «Грамотей»

Цель: формирование навыка слогового состава слова, развитие фонематического слуха: умение выделять и называть по порядку гласные звуки в слове, применять правило определения слогового состава слова.

Оборудование: вкладыши, набор слоговых схем с определяющим слог гласным звуком.

Ход игры: педагог обращает внимание на панно и предлагает заполнить его подходящими вкладышами – картинками.

задание: выделить в названии каждого предмета на вкладыше по по-рядку гласные звуки, соотнести их с символами, обозначенными на фигур-ных вкладышах и заполнить пустые формы, определить количество слогов в слове, доказать свое решение.

- «Подбери к картинке схему»

- «Придумай имя клоуну»

- «Не ошибись»

- «Волшебник Ударение»

- «Подбери схему»

- «Составь слово»

- «Перевертыши»

- «Что увидел?»

- «Назови слово»

- «Зайчик»

Маркер - Вагон № 2. Следование: предлог – речь.

Представляет комплекс нормативно-знакового материала, оборудования, дидактических игр, направленных на формирование правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога.

Специальная работа по формированию предложно-падежных кон-струкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.

Нормативно – знаковый материал:

- набор карточек с напечатанными предлогами

- набор карточек с изображением простого сюжета

- набор сюжетных картин (2 вида)

- набор карточек с двумя предметами и заданной схемой предложения

- набор карточек с ребусами

- таблица «Я играю»

- набор картинок на развитие внимания и употребление предлога без

- сюжетные картины с текстовым материаломк игре «Здравствуй, зайка!»

- «живая» картина с вкладышами

Образно – символический материал:

- схемы предложений

- схемы (условные обозначения) предлогов

- таблицы к пособию «Что говорит стрелочка?»

- набор картинок на классификацию предлогов, обозначающих место и направление

Игрушки – предметы оперирования:

- яблоко, червяк

- набор грибов

- мягкая книга

- набор игрушек для театра

- игрушка – игла

- корзина

- выполненные из картона уши разных животных, макет травы

- колеса к вагончику

Дидактические игры:

- «Умная иголочка»

Цель: развитие предложно-падежных категорий, формирование навыка связной речи по составлению рассказов с опорой на предлог.

Оборудование: панно с выполненной дорожкой из разных материалов, схемы предлогов.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей на панно. Дети рассказывают, что на нем изображено.

задание: составить рассказ, опираясь на обозначенные на дорожке предлоги. Вспомнить с каких слов может начинаться рассказ. Придумывая ход рассказа не забывать об использовании в предложениях указанные по порядку предлоги. Рассказ должен иметь начало, середину с логическим изложением событий и логическое завершение. Проговаривая ход рассказа следует вести пальчиком по предложенной дорожке.

- «Румяное яблочко»

- «Идем по лабиринту»

- «Каждый грибок в свой кузовок»

- «Показываем и рассказываем сказки»

- «Вот предлог простой»

- «Исключи лишнее» (логическое несоответствие)

- «Здравствуй, зайка, как живешь? Как ты зиму проведешь?»

- «Весенняя прогулка»

- «Живая книга» (1-ая страница «У озера»

2-ая страница «В лес за грибами»)

- «Отгадай ребус»

13. Результаты, достигаемые при использовании образовательно-гопродукта.

Оптимизация деятельности педагогов.

Разнообразие средств обеспечения реализации ООП ДО, рабочей программы учителя-логопеда.

Расширение поля сотрудничества ДОУ с семьей.

14. Описание эффектов, достигаемых при использовании образовательного продукта.

Для детей: повышается учебная мотивация, развивается инициатива, самостоятельность, активно формируются предпосылки универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативно-речевые, личностные.

Для педагогов:формируются профессиональныекомпетентности.

Для родителей: возрастает удовлетворенность предоставляемой до-школьной организацией муниципальной услугой. Появляется потребность быть активными участниками образовательных отношений.

Возможные сложности при создании и использовании образовательного продукта: Трудоемкость и длительность создания каркаса модуля и его обшивка.

Пути их преодоления: Привлечение родителей через проведение семинара-практикума по теме: «Речевые нарушения и пути их преодоления у детей дошкольного возраста».

Глоссарий:

Коррекционно-развивающая работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Маркеры игрового пространства- игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации.

Общее недоразвитие речи - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Образовательная область - структурно-смысловая единица содержа-ния дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Полифункциональностьматериалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)–совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Фонематический слух- тонкий систематизированный слух, обладаю-щий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Передвижной дидактико-игровой модуль «Речевой локомотив»
Публикации по теме:

Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности Тема: «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях через игровую деятельность». Речевая.

Физкультурный игровой модуль для детей подготовительной группы «Мы дружим с мячом» Физкультурный игровой модуль для детей подготовительной группы «Мы дружим с мячом» Педагогические цели: закрепить умение бросание мяча.

Использование игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Слайд 1. Сегодня мы хотим вам предложить игровое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

План мероприятий по развитию развивающей предметно-пространственной среды на 2014–2015 учебный год № п/п Содержание деятельности. Сроки реализации. 1. Изучение нормативно – правовой основы организации РППС ДОУ на современном этапе. Сентябрь.

Проект Развитие компонентов речевой системы детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой мотори Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети первой младшей группы «Петушок», родители, воспитатели первой младшей группы. Актуальность:.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

Рекомендации по обогащению Рппс старших групп ДОУ по ДНВ дошкольников Рекомендации по обогащению предметно – развивающей среды по духовно нравственному воспитанию (православное воспитание) детей дошкольного.

Видеоотчет «Рппс по конструированию в группе» Благодаря стараниям родителей и воспитателей дети нашей группы имеют возможность заниматься конструированием из различных материалов. Особенно.

Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Передвижной дидактико-игровой модуль «Речевой локомотив»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 18:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Клумба-пень на участке. Технология создания своими руками
Часто на дачном участке остаются пеньки от спиленных деревьев. Они портят внешний вид сада, мешают и не приносят никакой пользы. Корчевка пней –...
Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы «Ах и Ох в гостях у ребят»
Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы «АХ И ОХ в гостях у ребят». Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни и...
Сценарий спортивного праздника для детей с ОВЗ «По дорогам сказок»
Сценарий спортивного развлечения «По дорогам сказок» для детей с ОВЗ Цель : Формировать двигательные умения и навыки, через имеющиеся у детей знания и...
Викторина для старшего возраста «Пожарная безопасность»
Огонь сопровождает человека на протяжении всего времени его существования. Огонь дарил тепло, защищал от диких зверей, помогал приготовить пищу. Люди ещё в...
Фотоотчет об экскурсии «Посещение библиотеки»
В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь больной Ты...