Ручной труд в подготовительной группе «Пеленашка»

Светлана Соловьева
Ручной труд в подготовительной группе «Пеленашка»

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой».

Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить и обогатить представления детей о видах современных кукол и кукол – самоделок;

-Способствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков;

-Активизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «младенец», «пеленать», «колыбель», «оберег»;

-Заинтересовать детей способом изготовления простейшей народной игрушки;

Развивающие:

- Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани;

- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Пеленашки.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Предварительная работа:

• Создание в группе мини-музея «Мир кукол»;

• Рассматривание альбома «Русские национальные костюмы»;

• Беседы на тему «Жизнь русских людей в далёком прошлом»;

• Знакомство с пословицами о труде.

Содержание НОД:

- Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое, но сначала отгадайте загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла)

- А у вас есть куклы? (да)

- А что вы с ними делаете? (играем, кормим, гуляем и т. д.)

- А мальчики тоже играют в куклы? (ответы детей)

- Кем вы представляете куклу в игре? (Дочкой, подружкой)

- Сейчас вы встретитесь с различными куклами, которые живут в нашем музее. Чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова:

«Вокруг себя повернись и в музее очутись».

- Нас встречает волшебная страна - музей кукол. Давайте их рассмотрим.

- В нашем музее есть куклы современные, которыми вы играете в группе. Покажите их? (дети берут кукол и показывают)

- Как выдумаете, из чего они сделаны? (из пластмассы, из резины)

- Во что они одеты? (В такую же одежду, которую носим мы, только меньших размеров)

- Есть другие куклы - сувенирные. Их можно подарить в подарок или использовать, как украшение.

- Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из дерева, глины, фарфора)

- А ещё у нас есть куклы старинные. Такими куклами играли бабушки ваших бабушек.

- Из чего они сделаны? (из соломы, из дерева, из глины, из ткани)

- Почему именно из этих материалов? (ответы детей)

- Действительно, давным-давно люди ещё не изобрели такие материалы, как резина или пластмасса. Поэтому наши прабабушки и прадедушки, т. е. предки, играли игрушками, сделанными из подручных материалов (глина, дерево, ткань, солома, сено)

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку)

- Такими тряпичными куклами раньше играли не только девочки, но и мальчики примерно до 7-8 лет. Пока дети были маленькими, кукол им мастерили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла сделать любая девочка.

- Раньше новорождённых детей плотно - плотно заворачивали в пелёнку, пеленали. Поэтому эту куклу зовут «Пеленашка».

- Как вы думаете, почему её назвали Пеленашка? (от слов «пеленать», «пелёнка»)

- Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала таких кукол в колыбельку к ребенку. Он смотрел на них и спокойно играл. Считалось, что они будут оберегать малыша от злых духов. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

- Кукла «Пеленашка» выполняла роль оберега.

- Как вы думаете, что значит «оберег»? (от слов «оберегать», «беречь», т. е. охранять)

- Правильно, оберег – это волшебный предмет, спасающий человека от различных опасностей.

- Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.

- Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани и нитки. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

- Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей)

- А хотите сделать их своими руками? (ответы детей)

Показ с объяснением «Этапы изготовления куклы «Пеленашки»:

1. Скатываем валик из плотной ткани (трубочки из картона) ; для надёжности края можно скрепить степлером;

2. Трубочку заворачиваем в прямоугольную белую ткань, края загибаем внутрь трубочки;

3. На головку куклы повязываем «по-деревенски» треугольный платочек, концы перекрещиваем на животе или заводим за спину, не завязывая узла;

4. Обматываем концы платка ниткой, чтобы он не развязался;

5. Заворачиваем куклу в пелёнку, загибая сначала левую сторону, затем подгибаем низ и заводим правую сторону за спину.

6. Обвиваем (обматываем) куколку веревочкой или шерстяной ниткой, завязываем её узелком или бантиком, чтобы пелёнка не развернулась.

7. Кукла «Пеленашка» готова!

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,

Наши руки – руки золотые!

Они умеют вышивать,

Умеют шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть

И за порядком следить.

Вот они какие – руки золотые! (вытянуть руки перед собой, поворачивая ладони то вверх, то вниз) (движения в соответствии с текстом) (погрозить пальцем) (протянуть руки вперёд)

Продуктивная деятельность детей

(Дети с небольшой помощью воспитателя мастерят куклу)

- Вот мы и закончили делать куклу.

- Дети, покажите ваших кукол? Как они называются? (Куклы «Пеленашки)

- Для кого же она предназначались?

(их подкладывали малышу в колыбельку, они оберегали его от злых духов)

- Послушайте, кто-то плачет? Да это же наш Андрюшенька, что-то его напугало, и он проснулся. Как же ему помочь?

(надо положить в кроватку куклу «Пеленашку», она его успокоит)

Воспитатель кладёт в кроватку куклу «Пеленашку», приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

Играй этой куклой.

- А как по-другому мы можем назвать наших кукол?

(обереги, тряпичные куклы)

- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. - А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

(ответы детей)

- А теперь давайте немножко поиграем.

Игра «Тихо, куколка!»

Дети стоят в кругу. В центре ребенок с куклой. Дети ходят по кругу на носочках. Говорят слова:

Тихо, куколка, сиди!

Свою маму не буди. (ребенок качает куклу)

Прыгай, кукла, веселей,

Буди маму поскорей!

(ребенок в кругу прыгает с куклой, остальные хлопают в ладоши)

Ручной труд в подготовительной группе «Пеленашка»
Публикации по теме:

Аппликация и ручной труд в старшей группе детского сада «Новогодняя гирлянда из елочек» Дошкольники очень любят занятия аппликацией: их радует яркий цвет бумаги, возможность экспериментировать с формой. Это увлекательный способ.

Фотоотчет «Чудеса с грядки. Ручной труд в подготовительной группе»Фотоотчет «Чудеса с грядки. Ручной труд в подготовительной группе» "Внимание! Внимание! В подготовительной к школе группе "Б" "Жемчужинки" ожили овощи и превратились в игрушки!" : В нашем ДОУ уже стало.

Конспект НОД «Ручной труд. Аппликация «Ёлочка» с элементами конструирования из бумаги»Конспект НОД «Ручной труд. Аппликация «Ёлочка» с элементами конструирования из бумаги» Очень мне понравился мастер-класс по изготовлению «Новогодней открытки для родителей» Ольги Волченковой. И на ближайшем занятии по ручному.

Консультация для родителей «Ручной труд ребенка дома» «РУЧНОЙ ТРУД РЕБЕНКА ДОМА.» У ребенка дошкольного возраста уже в трехлетнем возрасте бурно проявляется стремление к самостоятельности.

Перспективный план по познавательному развитию в старшей группе. Конструирование. Ручной труд Сентябрь 1 занятие Оригами «Лодочка». Совершенствовать умение работать с бумагой : сгибать лист в разных направлениях, хорошо проглаживать.

Ручной труд для детей средней группы. Поделка из шишек «Мышка»Ручной труд для детей средней группы. Поделка из шишек «Мышка» РУЧНОЙ ТРУД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ " ПОДЕЛКИ ИЗ ШИШЕК - МЫШКА"ЦЕЛЬ: Научить детей создавать выразительный образ мышки из природного материала.

Ручной труд и конструирование с использованием техники оригамиРучной труд и конструирование с использованием техники оригами Тема: «Золотая рыбка» (по сказкам А. С. Пушкина). Программное содержание:- продолжать учить детей складывать бумагу так, чтобы из прямоугольника.

Автор публикации:
Ручной труд в подготовительной группе «Пеленашка»
Опубликовано: 20 января 2019 в 22:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

Предметно-развивающая среда. Украшение интерьера по временам года
Предметно-развивающая среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства в соответствии с особенностями каждого возраста. Она необходима, так...
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург»
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург» На северо-западе от Дрездена расположен небольшой и уютный городок Морицбург, чьей главной...
Аппликация «Цветочная корзиночка»
Сегодня предлагаю вашему вниманию аппликацию, где ребята проявляют свою индивидуальность и воображение в выборе цветов и в дизайне. Люблю загадки, так как...