Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

Елена Петровичева
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

Что ручной труд развивает у детей?

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом, помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

- застёгивание с расстёгивании пуговиц;

- шнуровании ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозайкой;

- сортировка мозайки по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Публикации по теме:

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста». Цель: Мотивировать педагогов на использование.

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.

Художественный труд как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре .

Компиляционный подход в развитии гибкости детей старшего дошкольного возраста Развитием гибкости я занимаюсь давно. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть.

Мастер-класс. «Яблоки и груши». Ручной труд с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс. «Яблоки и груши». Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр.

Мастер-класс по изготовлению плетеных ковриков из бумаги. Ручной труд с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению плетеных ковриков из бумаги. Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста Бумага - самый доступный материал для занятий творчеством с детьми. При изготовлении поделок из бумаги своими руками, ребенок учится работать.

Проект на тему «Художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста» Тема проекта: художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети старшего.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста» Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Предметом изучения.

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
Автор публикации:
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2016 в 23:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

Сценарий общешкольной акции памяти погибших в годы Великой Отечественной войны «Зажги...
Место проведения: площадь у ДК Время проведения: 8 мая 20___, 20. 00 С 18. 00 часов звучит музыка на темы Великой Отечественной войны. Цель мероприятия :...
Игровой математический материал по народной кукле Масленица
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игровой математический материал, который можно использовать при знакомстве детей с народной тряпичной куклой...
Сценарий утренника на 23 февраля «День защитников Отечества» (старшая группа)
Цель: расширять знания о защитниках нашей Родины, вызвать желание служить в армии. Задачи: - Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой...