Папки-передвижки

Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

Наталия Иванова
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитье, вышивание, работа с бросовым материалом, аппликация ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника : гнев, обиду, радость, боль.

Публикация «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (долг, дружба и т. д.) Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается в группе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что приводит к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей. Это способствует воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют близких и родных людей, создавая для них подарки.

Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и глаз, развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Для себя определила несколько направлений в работе:

1. Направление - работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен всем детям. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, складывается, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, поделки оригами.

2. Направление - развитие мелкой моторики рук через тренировку на игрушках и пособиях: пристёжки, застёжки, пуговички, молнии, шнуровки. Можно проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук с использованием разных предметов и материалов: каштаны, шишки, косточки, различные упражнения с крупами, шарики, мячики, пробочки, крышечки и т. д.

3. Направление - работа с разными бросовыми материалами: опилки, стружка карандашей, вата, ватные диски, палочки, песок, испитый высушенный чай. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, рисуют разными материалами, выкладывают, обсыпают. Изготавливают разные поделки.

4. Направление - работа с нитками, тесьмой, флисовой тканью, и прочее. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы верёвочки, косички. В более старшем возрасте изготавливают объёмные поделки из ниток, осваивают технику изонить, вышивают на пяльцах.

5. Направление - работа с природным материалом, и пластиллинография. В этих работах, пластилин используют как основу, на которую наносится или рисунок, или крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа так же требует от ребёнка усидчивости и терпения. Действия с семечками, крупой, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаз, развивается память, воображение. А усилие, которое прилагает ребёнок, способствует развитию силы пальцев.

На занятиях ручного труда, дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия, концентрируются благоприятные условия, царит лад, согласие, и доброжелательная обстановка. Дети охотно работают, помогают друг другу, осваивают новые приёмы, способы, навыки. Очень хорошо дети выполняют свои работы, делая подарки, сюрпризы, открытки, для родных и близких к праздникам, это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка.

Публикации по теме:

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Консультация «Роль взрослого в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста» Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола – планшета. Работая.

Из опыта работы «Роль практических действий и труда в развитии речи детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности» Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому понятно, что её формирование – задача первостепенной.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возрастаРоль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью,.

Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Статья «Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста» Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 22:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД