Консультация «Руководство играми дошкольников»

Ирина Аспидова
Консультация «Руководство играми дошкольников»

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти детей учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса. Повторение, считал К. Д. Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто, но для того, чтобы предупредить возможность забвения»; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

К. Д. Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения детьми материала, разнообразие методов обучения.

В своем труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».

В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов К. Д. Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

В основу теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинский положил идею народности воспитания. Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

Огромное воспитательно – образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно- психологическими данными.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее влияний и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

К. Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, подчеркивает положительные взаимоотношения ее участников.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру- драматизацию. В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или иные другие выразительные приемы – игра для него должна быть именно игрой.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное, обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. У маленьких детей еще нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель им подсказывает им замысел работы.

Руководство строительными играми детей 4-5 лет должно обеспечивать обогащение их впечатлениями об окружающем, предусматривать возможность использования имеющихся представлений в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх.

Руководство играми старших детей в большей мере направлено на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Для них рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части его, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

В руководстве строительными играми детей подготовительной группы происходят существенные изменения. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству.

Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формируют дружеские взаимоотношения.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя требуемые игровые движения, но не допускает избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.

Комплексное руководство игровой деятельностью Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты:планомерное обогащение игрового опыта детей,длительное ознакомление.

Комплексное руководство к сюжетно-ролевой игре «Цирк» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Цирк» Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и.

Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями» .

Методическая разработка «Ларчик с играми» Подвижные игры как элемент игровой технологии во II младшей группе (Сентябрь-октябрь-ноябрь) Введение В своем историческом развитии организм.

Педагогическое руководство театрализованной игрой Педагогическое руководство театрализованной игрой. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего.

Программа-руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть I Пояснительная записка Стихийное развитие умения использовать сенсорные эталоны и наглядное моделирование в дошкольном возрасте происходит.

Программа — руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть II Тематический планОктябрь 1 неделя Тема: МОЁ НАСТРОЕНИЕ Цели: Осваивать символическую форму опосредования. Познакомиться со способом передачи.

Руководство для родителей малыша в период адаптации к детскому саду «Мамочка, не волнуйся!» Или Я иду в детский сад. (Практическое руководство для родителей малыша, мечтающего о детском саде) Данный опыт.

Руководство к сюжетно-ролевой игре «Семейное путешествие на самолете» I. Задачи руководства: 1. - расширение представлений дошкольников о работе аэропорта (зоны обслуживания: сдача багажа, таможенный контроль,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Руководство играми дошкольников»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 19:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...