Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ

Елена Сёмик
Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ

Методические приёмы организации сюжетно –ролевых игр в образовательном пространстве ДОУ.

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем нехитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

Игра — форма организации детской жизни или вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ходе которой реализуется потребность воздействия на мир.

Этапы развития игры.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определённый её этап. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествует период игры младенца,которому свойственны два этапа: ознакомительный и отобразительный.

Ознакомительный этап: предметно-игровая деятельность носит манипуляторный характер (малыш обнаруживает в игрушке отдельные свойства).

Этап отобразительной предметно-игровой деятельности: усваивается способ действия с разными игрушками, предметами, связанный с их физическими свойствами. (свойственны детям до 1г. 6 мес.)

Этап сюжетно- отобразительной игры: наблюдается цепочка игровых действий (ребёнок подражает маме, но не отождествляет себя с ролью) – второй и третий год жизни.

Этап сюжетно – ролевой игры: характерна условность и наличие воображаемой ситуации (дети начинают обозначать словом выполняемую роль).

Высший этап развития игры дошкольников – ролевая игра.

(характерно моделирование дошкольниками, знакомых им трудовых и общественных отношений).

Все этапы отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в каждой возрастной и разновозрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

Соблюдение правил.

Социальный мотив игр.

Идет эмоциональное развитие.

Происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развиваются воображение и творчество.

Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

• 1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

• 2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод и т. д.

• 3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.

• 5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

При руководстве сюжетно-ролевымииграми перед педагогами стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождаю-

щиеся беседой с детьми создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во

взаимоотношения с окружающими (различные поручения)

- чтение художественных произведений, драматизация сказок

- наблюдение за играми других детей

- напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых

игрушек

- внесение в среду новой игрушки

- изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии,

беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и

картин)

- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов

ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

- театрализованные игры

- игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»

- дидактические игры «Кому что нужно для работы»

Советы педагогу по руководству играми детей

• Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.

• Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.

• Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.

• Давай не только знания, но и эмоции.

• Советуй, но не дави инициативу детей.

• Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.

• Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.

• Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.

• Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.

Этапы игры:

Выбор игры.

Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организаций, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Создание воображаемой ситуации.

Распределение ролей.

Начало игры.

Сохранение игровой ситуации.

В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

Завершение игры.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре -одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Но самое главное -в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Публикации по теме:

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой Актуальность темы: Игра является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности, которой принадлежат огромная.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин» во второй младшей группе Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение П. Ершов «Конек- Горбунок».

Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе Конспект организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе. Сюжет «На приёме у врача», «Путешествие на автобусе». Цель: создание.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» для детей средней группы. Выполнила: Балашова Екатерина Владимировна,.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Больница» Сюжетно- ролевая игра «Больница» 1. Задачи руководства: -вызвать интерес к профессии врача, медсестры; - воспитывать чуткое и внимательное.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе «День рождения Маши» Сюжетная игра самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой в старшей группе «Морское путешествие» Конспект руководства сюжетно – ролевой игры в старшей группе Тема: «Морское путешествие» Цель: формирование умения комбинировать различные.

Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников В современном мире проблема социального - нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Актуальность проблемы.

Подробный комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Зоопарк» в старшей группе ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ Экскурсия детей с родителями в зоопарк и дельфинарий Музыкальное слушание: "Журавли " муз. А. Лившица, сл.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ
Опубликовано: 5 июня 2016 в 23:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День отца

Капитану корабля под названием «Семья» посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы помочь детям поздравить отцов с праздником и всем вместе...

20 июня. День медицинского работника

Ежегодно в третье воскресенье июня свой профессиональный праздник отмечают люди, без помощи которых мы не обходимся с самого момента своего рождения (и даже раньше). Это работники медицины: врачи разных...


Горячие темочки