Елена Сёмик
Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические приёмы организации сюжетно –ролевых игр в образовательном пространстве ДОУ.
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
Игра — форма организации детской жизни или вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ходе которой реализуется потребность воздействия на мир.
Этапы развития игры.
Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ» размещена в разделах
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определённый её этап. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа: ознакомительный и отобразительный.
Ознакомительный этап: предметно-игровая деятельность носит манипуляторный характер (малыш обнаруживает в игрушке отдельные свойства).
Этап отобразительной предметно-игровой деятельности : усваивается способ действия с разными игрушками, предметами, связанный с их физическими свойствами. (свойственны детям до 1г. 6 мес.)
Этап сюжетно - отобразительной игры: наблюдается цепочка игровых действий (ребёнок подражает маме, но не отождествляет себя с ролью) – второй и третий год жизни.
Этап сюжетно – ролевой игры : характерна условность и наличие воображаемой ситуации (дети начинают обозначать словом выполняемую роль).
Высший этап развития игры дошкольников – ролевая игра.
(характерно моделирование дошкольниками, знакомых им трудовых и общественных отношений).
Все этапы отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в каждой возрастной и разновозрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :
Соблюдение правил.
Социальный мотив игр.
Идет эмоциональное развитие.
Происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развиваются воображение и творчество.
Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр :
• 1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
• 2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод и т. д.
• 3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.
• 5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед педагогами стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождаю-
щиеся беседой с детьми создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во
взаимоотношения с окружающими (различные поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
- напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых
игрушек
- внесение в среду новой игрушки
- изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии,
беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и
картин)
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов
ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры
- игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»
- дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
Советы педагогу по руководству играми детей
• Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
• Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.
• Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.
• Давай не только знания, но и эмоции.
• Советуй, но не дави инициативу детей.
• Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
• Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
• Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
• Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
Этапы игры:
Выбор игры.
Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организаций, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Создание воображаемой ситуации.
Распределение ролей.
Начало игры.
Сохранение игровой ситуации.
В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.
Завершение игры.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре -одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Но самое главное -в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.