Лучший педагог года

Сценарий мероприятия «Русская изба»

Вероника Пестова
Сценарий мероприятия «Русская изба»

Цель: Формирование знаний о быте русского человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с горницей, с предметами старинного русского быта (печь, половики, посуда, рушники, и т. д., рассказать о ее устройстве;

2. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Приоритетная область – социализация, формирование патриотических чувств.

Публикация «Сценарий мероприятия „Русская изба“» размещена в разделах

Интегративные области: коммуникация; познание, формирование целостной картины мира; здоровье; музыка.

Предварительная работа: заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.

Оборудование: домовенок Кузя-кукла, иллюстрации с изображением быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар.

Словарь: горница, люлька, доброжелательный, почитание (родителей, сундук, полати, чугун, деревянные ложки.

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Ход мероприятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель русском костюме) начинает словами: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».

Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Честной народ заходи в мою горницу

Воспитатель: Подожди, подожди ты, что-то путаешь. В комнату. А что такое горница мы не знаем.

Кузя: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Приложение № 1). (Все перечисленное сопровождается медленным показом). Заходите, люди добрые, ведь вы ко мне с добром! (дети садятся за столы).

Воспитатель: «Русские — народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. (Приложение № 2). Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. А знаете, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах. Например: сено косить или урожай собирать. (Приложение № 3). И никто, никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет — соседи мне в помощи не откажут.

Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. (Приложение № 4). В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.

Дети:

Баю-баю, баю-баю,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи Дуняша сладко.

Воспитатель: Кузя, ты где? Надо же, пригласил нас к себе в гости, а сам исчез. Кузя домовой, а домовые любят пошутить. Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем?

Дети: Кузина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.

Воспитатель: Посмотрите, здесь много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдите ответ в горнице. (Приложение № 5).

Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито.

Воспитатель: Для чего нужно сито.

Ребенок: Моя мама муку сеет.

Воспитатель: Великан в углу.

Дети: Печь.

Воспитатель: О ней говорили: «Печь — всему голова». Голова — значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А в старину батарей не было. Что тогда грело?

Дети: Печь.

Воспитатель: Что нужно, чтобы печь грела?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи?

Дети: Грибы, ягоды, травы.

Воспитатель: А еще, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?

Дети: Простудятся.

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников — простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь — всему голова». А теперь поиграем в игру, которую играли в старину дети.

Игра «Мешочек».

Дети стоят в кругу.

Правила игры: К верёвке привязывается мешочек с песком, дети стоят в кругу. По мере вращения мешочка, подпрыгивают, стараясь не задеть мешочек.

Воспитатель: Следующая загадка:

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Есть ли таков, как Иван Рудаков,

Сел на конь, да и поехал в огонь.

Дети: чугунок.

Воспитатель: На стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам — уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по раз-решению.

Самые старшие в семье — дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое, удобное место за столом, самое теплое место для сна. Где оно?

Дети: На печи.

Воспитатель: Их даже папа с мамой во всем слушались, потому что любили, уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.

А теперь поиграем.

Игра «Молчанка».

Дети стоят в кругу.

Правила игры:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свеженькой росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Кто рассмеялся или заговорил, выходит в круг и танцует под музыку.

Воспитатель: Еще загадка

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь да вода.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Ребята, а для чего самовар нужен

Дети: Из самовара чай пьют.

Кузя. А что-то песен у вас не слышно?

Воспитатель. Знаем мы, домовой шуточную песню.

Дети под музыкальное сопровождение исполняют песню «Валенки»

Слова и музыка неизв. автора

Русская народная песня

Валенки да валенки,

Ой, да не подшиты, стареньки.

Нельзя валенки носить,

Не в чем к миленькой ходить.

Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки.

Ой ты, Коля — Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Не ходи на тот конец,

Ох, не носи девкам колец.

Припев.

Чем подарочки носить,

Лучше валенки подшить.

Припев.

Суди люди, суди Бог,

Как же я любила:

По морозу босиком

К милому ходила.

Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки

Воспитатель: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по-старинному русскому обычаю сделаем.

В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали: (воспитатель моет руки)

Я вымою рученьки, нежные и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.

Воспитатель: Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа. А сейчас Кузя приглашай наших гостей к самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!

Список литературы.

- Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа). – М. : Вако, 2005. – 160с. – ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)

- Мое отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. И др. – М. : Издательство ГНОМиД, 2005. – 232с.

- Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» - 3-е изд., испр. и док. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).

- Использование ресурса интернета.

Приложение№2

Приложение№3

Приложение№4

Приложение№5

Публикации по теме:

Фотоотчет «Русский быт. Русская изба»Фотоотчет «Русский быт. Русская изба» Первый день проекта "Страна мастеров" был посвящен русскому быту, мы с ребятами отправились в путешествие в далекое прошлое. Мы познакомились.

Конкурс «Русская изба» (фотоотчёт)Конкурс «Русская изба» (фотоотчёт) В ноябре 2015 года в нашем детском саду проходил конкурс "Русская изба", на конкурс были представлены избы изготовленые из различных материалов.

Конспект «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Программное содержание: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Макет «Русская изба» Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, способствовать формированию.

Мастер-класс «Русская изба»Мастер-класс «Русская изба» Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба", которую мы изготовили в рамках проекта.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Мини-музей сделала на основе магнитной доски в виде домика. На картон наклеила магнитную доску,приклеила окна, крышу, трубу. Все детали.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» В моем детском саду есть мини - музей "Русская изба". Здесь собраны предметы старины (ухват, прялка, чугунок, печь, предметы искусства.

Наш мини-музей «Русская изба»Наш мини-музей «Русская изба» оздавая мини музей на базе нашего ДОУ, мы предположили что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей.

Проект мини-музея «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Название проекта: Мини - музей «Русская изба» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность.

Уголок группы «Русская изба»Уголок группы «Русская изба» Цель выставки: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Русская изба»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 10:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД